Ferrari Berlinetta Boxer: нетипичные итальянские купе

Прототип Ferrari Berlinetta Boxer 1971 года
Прототип Ferrari Berlinetta Boxer 1971 года
Прототип Ferrari Berlinetta Boxer 1971 года
Серийный Ferrari 365 GT4 Berlinetta Boxer 1973 года
Серийный Ferrari 365 GT4 Berlinetta Boxer 1973 года
Шесть круглых фонарей – отличительная черта 365 GT4 Berlinetta Boxer
Шесть круглых фонарей – отличительная черта 365 GT4 Berlinetta Boxer
Оппозитный 12-цилиндровый двигатель создавался с использованием технологий «Формулы-1»
Оппозитный 12-цилиндровый двигатель создавался с использованием технологий «Формулы-1»
Мотор размещен продольно в базе
Мотор размещен продольно в базе
В отделке салона использованы кожа и алюминий
В отделке салона использованы кожа и алюминий
Ferrari 512 Berlinetta Boxer 1976 года
Ferrari 512 Berlinetta Boxer 1976 года
Гоночный Ferrari 512 BB LM добился успеха в Ле-Мане
Гоночный Ferrari 512 BB LM добился успеха в Ле-Мане
Победоносный болид Ferrari 312T
Победоносный болид Ferrari 312T
Модель 1981 года получила впрыск топлива
Модель 1981 года получила впрыск топлива
Кабриолет Ferrari Testarossa Spider, 1986 год
Кабриолет Ferrari Testarossa Spider, 1986 год
Ferrari Mythos 1989 года
Ferrari Mythos 1989 года
Ferrari 512 TR 1991 года
Ferrari 512 TR 1991 года
Ferrari FZ93 1993 года
Ferrari FZ93 1993 года
Ferrari F512 M 1994 года
Ferrari F512 M 1994 года
Эксклюзивный Ferrari FX, 1995 год
Эксклюзивный Ferrari FX, 1995 год

Ferrari прославились благодаря мощным двигателям V8 и V12, а вот оппозитные двигатели – прерогатива Porsche. Но в 70-х и 80-х годах именно итальянская марка занялась нетипичными для себя оппозитными моторами. Результатом стало появление успешной линейки автомобилей Berlinetta Boxer.
К созданию оппозитного двигателя итальянцев подтолкнул успех таких моторов в гонках. Автомобили Porsche с «боксерами» дважды выигрывали 24-часовую гонку в Ле-Мане, побеждали во многих других известных соревнованиях. Главное преимущество подобной компоновки – низкий центр тяжести, что способствует улучшению управляемости. В 1970 году в Ferrari подготовили болид «Формулы-1» 312 В с 3,0-литровым оппозитным 12-цилиндровым мотором. Параллельно началась разработка и серийной среднемоторной модели. Ей суждено было стать новым флагманом марки и заменить купе 365 GTB/4 Daytona. Энцо Феррари долгое время был против дорожных автомобилей с такой компоновкой – боялся, что неопытные водители просто не смогут справиться с управлением. Но успех среднемоторного купе Ferrari 246 Dino помог переубедить его.
Концепт нового Ferrari 365 GT4 Berlinetta Boxer показали на Туринском автосалоне 1971 года. Стремительное клиновидное купе длиной 4,4 м с выдвижными фарами и шестью круглыми фонарями привлекло всеобщее внимание. В отделке салона были использованы кожа и полированный алюминий, а список опций включал кондиционер, электростеклоподъемники и магнитолу. Но главное достоинство автомобиля – 4,4-литровый оппозитный 12-цилиндровый двигатель мощностью 360 л. с. Berlinetta Boxer весил всего 1160 кг, а потому с 5-ступенчатой механической коробкой переключения передач разгонялся до 100 км/ч за 6,5 с и развивал 282 км/ч. Также были установлены независимая подвеска и дисковые вентилируемые тормоза всех колес.
Доводка купе заняла два года, поэтому производство началось с 1973 года. Однако именно в это время разразился топливный кризис и спрос на «прожорливые» спортивные модели резко упал. Поэтому за три года удалось собрать только 387 машин. Одну из них приобрел известный певец Элтон Джон.
В 1976 году показали обновленный Ferrari 512 Berlinetta Boxer. Рабочий объем двигателя вырос до 5 л: мощность осталась на прежнем уровне, зато максимальный крутящий момент увеличился с 422 до 450 Н∙м, что сделало мотор эластичнее. Отличить 512 ВВ можно было по увеличенному заднему спойлеру и новым четырем фонарям. Для улучшения сцепления с дорогой установили более широкие шины. Поскольку кризис окончился, то популярность купе возросла и за пять лет произвели почти 1000 автомобилей.
Гоночный вариант 512 ВВ LM отличился в Ле-Мане, одержав там победу в своем классе. Кстати, тем временем болиды с оппозитными моторами Ferrari 312 T принесли команде из Маранелло три чемпионских титула в Формуле-1 (в 1975, 1977 и 1979 годах) и четыре Кубка Конструктора (1975-1979 гг.).
Очередная версия появилась в 1981 году. Чтобы двигатель соответствовал новым экологическим нормам, карбюраторы заменили впрыском топлива. Это снизило мощность до 340 л. с. Тем не менее, за три года было выпущено еще 1000 купе.
Концепция среднемоторного купе с оппозитным двигателем была признана успешной и ее развитие продолжили. В 1984 году увидел мир ее наследник – Ferrari Testarossa, названный в честь непобедимой модели 50-х годов. Автомобиль привлекал современным граненым дизайном со стильными «жабрами» на боковинах. Он сделали шире, а колесная база была увеличена, чтобы сделать салон просторнее. Спереди появился небольшой багажник. Мощность 5,0-литрового двигателя возросла до 390 л. с. Разгон до 100 км/ч занимал 5,8 с, а максимальная скорость достигла 290 км/ч.
Ferrari Testarossa стал своеобразным символом успеха в 80-х годах. Особенно положительно его восприняла новая элита, появившаяся на волне экономического подъема. Поэтому модель получилась очень успешной – за семь лет собрали свыше 7000 купе и несколько редких кабриолетов. Еще одним эксклюзивом на базе Testarossa стал концепт-кар Ferrari Mythos.
В 1991 году купе освежили и переименовали в Ferrari 512 TR. Ему немного изменили внешний вид и отделку салона, а в списке стандартного и дополнительного оборудования появились ABS, 18-дюймовые легкосплавные диски, климат-контроль и CD-плеер. Мотор теперь развивал 428 л. с. Результат – 4,9 с до 100 км/ч и максимальные 314 км/ч. Кроме того, были доработаны подвеска, тормоза и трансмиссия. Всего до 1994 года было выпущено свыше 2200 этих автомобилей. На фоне стандартных моделей выделялось особе купе FZ93, разработанное в кузовном ателье Zagato.
Последним Ferrari с оппозитным двигателем стал F512 M, выпущенный серией из 500 единиц. Его можно отличить по отсутствию выдвижных фар и круглым фонарям, как у первых Berlinetta Boxer. Купе сделали легче примерно на 20 кг. Мощность мотора подняли до 440 л. с., что дало возможность разгоняться до 100 км/ч за 4,7 с и достигать 315 км/ч. Также F512 M стал основой для семи эксклюзивных купе Ferrari FX, построенных по заказу султана Брунея. Они отличались современным обтекаемым дизайном и 7-ступенчатой секвентальной трансмиссией от болида «Формулы-1».
Последний оппозитный Ferrari F512 M собрали в 1996 году. На смену ему пришла модель 550 Maranello, которой вернули и традиционный V12, и переднемоторную компоновку.