F1: "Формула-1" пережила еще одну революцию

Командная тактика нынче разрешена
Командная тактика нынче разрешена
Командная тактика нынче разрешена
"Формула-1" станет другой
"Формула-1" станет другой

"Ни года без кардинальных изменений!" – именно под таким негласным девизом живут в последние годы Королевские гонки, превратившиеся из достаточно либерального вида спорта со своим укладом и традициями в фабрику идей, фонтанирующую каждый новый сезон чем-то эдаким, необычным. С одной стороны любые изменения, идущие на благо общему делу, это всегда хорошо, с другой же – постоянные перетасовки регламентов чемпионата мира на всех уровнях нередко приводят к тому, что сами команды-участницы, выезжая на старт нового Гран-при, не знают, на каком свете они находятся.

Нынешний декабрь не стал исключением из общей реформаторской череды: "Формула-1" под конец 2010 года "порадовала" (порадовали ли на самом деле – узнаем уже по ходу сезона-2011) рядом очередных изменений, которые, вполне вероятно, вновь перевернут Королевские гонки с ног на голову и наверняка в который раз спутают карты "конюшням", которые будут вынуждены в очередной раз перекраивать бюджеты, тактики и планы. Итак, на заседании Всемирного совета FIA в Монако было дано добро ряду изменений в спортивном и техническом регламентах чемпионата мира, о самых значимых из которых и стоит поговорить. Пожалуй, самым противоречивым изменением стала отмена запрета так называемой командной тактики.

Откровенно говоря, данный запрет в последнее десятилетие если и существовал, то весьма формально – лишь на бумаге – и повсеместно нарушался на практике. Его отмена ожидалась сразу же после того, как FIA возглавил Жан Тодт: именно француз у руля в свое время перевел командную тактику из разряда исключений в постоянную практику для своей "конюшни", применяя ее в пользу Михаэля Шумахера когда это было нужно немцу, да и просто так: даже в годы тотальной гегемонии Красного Барона в Королевских гонках его партнеры по команде были вынуждены уступать дорогу лидеру "конюшни". Примечательно, что за долгие годы высшее руководство – те же чиновники FIA – ни разу не наказали команду за применение командной тактики по-настоящему, то есть не замечаниями и смехотворными штрафами, а конкретным снятием очков или дисквалификацией. Увидав практически полную безнаказанность этой порочной практики, вслед за Ferrari потянулись и другие команды, принявшие делить пилотов на первых и вторых, что неоднократно заканчивалось внутренними распрями: Фернандо Алонсо против Льюиса Хэмильтона в , Марк Уэббер против Себастьяна Феттеля в Red Bull – самые яркие примеры таких "войн" навсегда вошли в историю "Формулы-1".

 Иными словами, на первый взгляд, отмена командной тактики кажется обычным фарсом со стороны FIA, однако, если разобраться, данное решение может иметь достаточно серьезные последствия. Как известно, закон не имеет обратной силы, то есть, например, если в контракте того же Марка Уэббера не прописано, что он должен действовать на трассе в интересах Себастьяна Феттеля, то по нынешним правилам гипотетическое решение Red Bull обязать австралийца в конкретной гонке биться не за себя, а за немца, может быть расценено не иначе, как нарушение контрактных обязательств, что неминуемо приведет к новому конфликту в случае отказа гонщика подчиниться воле команды.

Или же, например, после того как деление пилотов на первых и вторых стало законным, кто даст гарантию, что так называемые вторые гонщики в случае необходимости не будут нарушать принципы честной игры, действуя в интересах своих лидеров и провоцируя сходы их конкурентов в прямом контакте? Как видим, вопросы есть, и единственным выходом из ситуации, дабы не превратить "Формулу-1" в хаос, нам видится такое себе джентльменское соглашение между всеми участниками Королевских гонок и, естественно, активный диалог внутри самих команд. Но все это уже зависит от доброй воли самих "конюшен", которые движимые весьма меркантильными интересами могут теперь использовать полученные возможности отнюдь не с благими намерениями.

Среди других революционных изменений, которые ждут "Формулу-1" с 2011 года, отметим возвращение в гонки промежуточной резины, что даст командам и пилотам больше возможностей для тактических маневров, а также окончательный запрет на использование двойных диффузоров, из-за которых едва не был сорван старт минувшего сезона.