Джованни Аньелли: истинный итальянец

Джованни Аньелли, с одной стороны, рос в знатной семье в окружении роскоши и достатка, но, с другой – воспитывался в строгости и почитании своего рода
Джованни Аньелли, с одной стороны, рос в знатной семье в окружении роскоши и достатка, но, с другой – воспитывался в строгости и почитании своего рода
Джованни Аньелли, с одной стороны, рос в знатной семье в окружении роскоши и достатка, но, с другой – воспитывался в строгости и почитании своего рода
Основатель компании FIAT, дед Джованни Аньелли, его полный тезка, уделял внуку повышенное внимание
Основатель компании FIAT, дед Джованни Аньелли, его полный тезка, уделял внуку повышенное внимание
Пока Аньелли не возглавил FIAT, он предавался всем радостям роскошной жизни, а о его амурных приключениях ходили легенды
Пока Аньелли не возглавил FIAT, он предавался всем радостям роскошной жизни, а о его амурных приключениях ходили легенды
Джованни Аньелли постоянно находился в самом центре жизни страны, при этом не забывал о своих главных увлечениях – футболе и автогонках
Джованни Аньелли постоянно находился в самом центре жизни страны, при этом не забывал о своих главных увлечениях – футболе и автогонках
За свою активную жизненную позицию Джованни Аньелли называли "Господин FIAT" и "Промышленный герой Италии"
За свою активную жизненную позицию Джованни Аньелли называли "Господин FIAT" и "Промышленный герой Италии"
Fiat 124 послужил основой для первого и одного из самых удачных проектов Аньелли – строительство автозавода по производству массового автомобиля в СССР
Fiat 124 послужил основой для первого и одного из самых удачных проектов Аньелли – строительство автозавода по производству массового автомобиля в СССР
Джованни Аньелли поддерживал в автопроизводстве концепцию своего деда, который в 30-х годах начал выпускать недорогой массовый автомобиль Fiat Topolino
Джованни Аньелли поддерживал в автопроизводстве концепцию своего деда, который в 30-х годах начал выпускать недорогой массовый автомобиль Fiat Topolino
Fiat Panda, Uno и Punto, созданные Джорджетто Джуджаро, стали следствием того, что Аньелли впервые начал уделять особое внимание дизайну автомобилей
Fiat Panda, Uno и Punto, созданные Джорджетто Джуджаро, стали следствием того, что Аньелли впервые начал уделять особое внимание дизайну автомобилей

Имя этого человека для Италии значит многое. Оно такое же культовое, примерно как для США – Генри Форд. Джованни Аньелли не только просто управлял национальной автомобильной маркой . Он был на острие жизни всей страны, участвуя в принятии важнейших решений и ежегодно пополняя государственный бюджет на 5%. Он обладал сильным духом, неимоверной проницательностью и острым умом, одновременно имея невероятную харизму, шарм и обаяние – словом, был истинным итальянцем. А кроме того, итальянцы почитали Аньелли и за то, что он принимал непосредственное участие в жизни футбольного клуба "Ювентус", тратя на него огромные суммы денег, – а это для страны, в которой футбол – чуть ли не национальный вид спорта, несомненная заслуга. Так же как и опека своей любимой гоночной команды Ferrari в соревнованиях "Формулы-1"…

Джованни Аньелли появился на свет в смутные для Европы и всего мира времена – в 1921 году. Получив имя Джованни, он стал полным тезкой своего деда, который был зачинателем семейной династии и основателем компании Fiat. Будущий национальный герой рос со своими братьями и сестрами в знатной семье в окружении роскоши и достатка. Его отец, Эдуардо, был далеко не последним человеком в промышленных кругах Италии, а мать, донна Вирджиния, происходила из именитого монаршего рода. Примечательно, что Эдуардо абсолютно не интересовался семейным бизнесом, предпочитая уделять внимание лишь к одной его грани – футболу: уже в те годы футбольный клуб "Ювентус" находился под попечительством клана Аньелли. Это увлечение не могло пройти мимо сына, который сохранит верность клубу до конца своих дней.

Будучи еще совсем подростком, Джованни пришлось пережить свою первую трагедию – смерть отца. Воспитанию внуков, как возможным продолжателям своего дела, много внимания уделяет их дед – Джованни Аньелли. Дети воспитывались в строгости и почитании своего рода и приучались к порядку – основатель Fiat был отставным офицером, поэтому как на своих предприятиях, так и в семье царила жесткая армейская дисциплина. Также неудивительно, что когда подошло время, юный Джованни был отправлен на учебу в кавалерийскую академию.

Однако размеренное существование разрушила Вторая мировая война. Италия, будучи союзницей Германии, начинает вести боевые действия. Следует  отметить, что дед Джованни Аньелли абсолютно не поддерживал фашистских идей. Напротив, он активно поддерживал освободительное cопротивление, умело манипулируя абсурдными желаниями Муссолини в возрождении Римской империи в свою пользу для развития своего предприятия. Такая позиция в дальнейшем сильно поможет его внуку и концерну Fiat не стать мишенью для расправы со стороны союзников.

Тем временем молодой Джованни воюет на Восточном фронте, где получает два ранения. А после переводится в Северную Африку, где проходит службу в бронетанковой дивизии, состоящей из машин, построенных компанией своего деда. Там он опять успевает получить ранение, правда, уже не боевое – в баре в драке с немецким офицером Джованни отстаивает честь девушки. К тому времени становится ясно, что война проиграна – север Италии, где расположились заводы Fiat, бомбят союзники, а партизанское сопротивление проводит успешную зачистку территории от немцев. Джованни Аньелли благодаря превосходному знанию английского языка переходит на сторону союзников в составе оккупационных войск США.

По окончании войны к власти приходит Национальный комитет, который отстраняет основателя Fiat от управления компанией. Перед уходом Джованни Аньелли назначает управляющего делами компании. Им становится один из самых преданных помощников – Витторио Валетта, а внук Аньелли получает почетную должность главы клана. Расчет таков: пока бизнесом ведает Валетта, Джованни, в силу своей молодости, не может заниматься делами, и должен изучать семейное дело, как говорится, изнутри.

Однако не тут-то было. В 1945 году уходит из жизни дед Аньелли, и армейским порядкам приходит конец. В течение следующих двух десятилетий, пользуясь роскошью и богатством, Джованни предается всем радостям жизни, прочно занимая места в светской тусовке. О его отдыхе на самых дорогих курортах Европы ходят легенды, а стиль одежды, автомобили и яхты не дают покоя ни одной женщине, приближенной к звездному Олимпу. С молодым Аньелли связывают такие громкие имена того времени, как кинозвезды Рита Хейворт, Даниэль Даррье и даже будущая первая леди США Жаклин Кеннеди… При этом весь этот лоск является лишь эффектным дополнением к действительно умному, обаятельному и чарующему человеку… Но вот приходит время остепениться – семейный клан решает, что 45-летнему Джованни Аньелли уже самое время заниматься делами Fiat самостоятельно…

Выбор был сделан очень удачно, а "пробивные" качества Джованни часто были единственным способом решать многие проблемы. Новый глава Fiat развивает бурную деятельность. В первую очередь Джованни Аньелли стремится закрепиться на мировом рынке, расширяя перечень выпускаемой продукции, скупая акции компаний и создавая предприятия по всему миру – от СССР до Южной Америки. При этом работать приходится в крайне сложных условиях. В Италии – расцвет коммунистического движения и мафиозного передела страны, а в мире – гигантское противостояние двух систем. Несмотря на это, Джованни умудряется  лавировать между всеми противоборствующими силами даже успешнее, чем это делал в свое время его дед.

Первым и без преувеличения одним из самых удачных проектов Аньелли можно считать строительство завода по производству "народных" автомобилей в СССР. История эта обросла множеством легенд, однако доподлинно известно, что к середине 60-х годов у населения скопилось "слишком много" свободных денег, и правительство решило их изъять путем организации выпуска автомобилей, которые бы это самое население активно бы приобретало. Как-никак, а было немного стыдно, что государство, которое вот-вот построит коммунизм, не может обеспечить своим гражданам индивидуальные транспортные средства.

Выбор Fiat в качестве партнера был  совершен по двум причинам. Во-первых,  в 1966 году на Парижском автосалоне "итальянцы" представили Fiat 124, победивший в номинации "Автомобиль года". Автомобиль за приемлемую цену предлагал много новых инженерных решений, отличался нестандартным дизайном и просторным салоном. Он как нельзя лучше подходил в качестве образца для постройки советского "народного" автомобиля.  А, во-вторых, и самое главное, таким сотрудничеством СССР собирался помочь итальянской компартии, которая уже  вовсю "баламутила воду" в стране.

Джованни Аньелли, который терпеть не мог всю эту коммунистическую заварушку в своей Италии, постоянно ставившей палки в колеса его предприятию, не мог не догадываться об этих планах. Однако с радостью пошел на сделку, поскольку посчитал, что выгода для компании и всей страны будет, несомненно, большей. В этом проявилось его превосходное качество стратега и дальновидного политика. СССР для Fiat стал крупным партнером на долгие годы, а Аньелли уже очень скоро смог навсегда задушить любые попытки коммунистических лидеров привести Италию к хаосу, пойдя даже на некоторые уступки, в том числе и введение оплаты труда своих рабочих с индексацией в зависимости от уровня инфляции в стране.

В 70-е годы Аньелли постепенно монополизирует рынок Италии, скупая все национальные автомобильные бренды. Lancia, Autobianchi, Abarth, Ferrari, а позже и Maserati с Alfa Romeo – все они присоединяются к холдингу Fiat, который нисколько не вмешивается в их дела, оставляя полную свободу действий. Просто эти авто-производители находятся, так сказать, "под опекой" и присмотром компании, ставшей к тому времени государством в государстве, без которой не обходится принятия ни одного важного решения для страны. И это без учета смежных "проектов", которые также входили в перечень интересов Джованни Аньелли, – телекоммуникации и пресса, строительная техника, аэрокосмические технологии и страхование, и, естественно, политика…

Конечно же, несмотря на глобальную, стратегическую работу, Аньелли также не оставлял без внимания, собственно, продукцию своего предприятия. Главной концепцией автопроизводства Джованни видел идею своего деда, которую он начал реализовывать еще при Муссолини, – производство недорогого массового автомобиля, которыми стали в 30-х годах модели Balilla и Topolino. Однако при этом, лишь с приходом "к власти" Аньелли, в Fiat начинают уделять дизайну повышенное внимание.

Для этого Джованни даже подключает к работе выдающегося дизайнера Джорджетто Джуджаро (см. "Автотема №24 за 2008 год), основателя Italdesign, который, в частности, разрабатывает внешний вид таких популярных моделей, как Panda, Uno, в которых применили последние инновационные решения в области электроники и материалов, и его наследник – Punto, пользующийся популярностью и  в наши годы. Такая политика, а также оживление всего производственного процесса позволили в значительной степени пережить нефтяной и экономический  кризисы 70-80-х годов без особых негативных последствий.

Не забывает Джованни и о своих подопечных. Автогонки и футбол – вот его два главных увлечения в жизни. Он не только тратит на них сотни миллионов долларов, но и лично решает многие сложные вопросы. Фанаты этих видов спорта души не чают в "Господине Fiat", как часто называют Джованни, считая его иконой футбольного клуба "Ювентус" и гоночной команды Ferrari. Как говорил со слезами на глазах сам Аньелли, когда с его клубом происходили неприятности, "Ювентус" – вся моя жизнь, у меня перехватывает дыхание, когда я замечаю на обложке журнала знакомый логотип". В свое время, именно благодаря грамотной политике Аньелли, который умел разглядеть и исправить самые глубокие проблемы, меняя игроков и тренеров, футбольный клуб записал в свой актив около 30 чемпионских званий. А после смерти Энцо Феррари, который при жизни не очень любил близко подпускать Джованни к управлению командой, смог буквально за несколько лет возродить пришедшую в упадок Ferrari, лично отыскав компетентного президента, пилота и подобрав лучший болид для гоночной команды.

Все эти успехи Джованни Аньелли омрачал лишь тот факт, что найти себе преемника оказалось крайне сложной задачей. Его надежда – сын Эдуардо оказался абсолютно не тем человеком, которого ожидал вырастить Джованни. Несмотря на хорошее образование и схожесть с отцом, Эдуардо презирал любой бизнес, принял ислам и связался с наркотиками, что ни к чему хорошему привести не могло. А еще один кандидат, – племянник Альберто, – подходивший по всем параметрам, в молодом возрасте скоропостижно скончался от неизлечимой болезни.

Однако, учитывая возраст и состояние здоровья, и невзирая на отсутствие  достойных претендентов, в 1996 году  Джованни Аньелли отходит от дел, оставаясь при этом до самой своей смерти в 2003 году почетным председателем Fiat, помогая новому временному руководителю – своему брату Умберто. Конечно же, как и следовало ожидать, с уходом промышленного гения Италии компанию поразил кризис, начались семейные междоусобицы – злые языки утверждали даже, что в скором времени можно ожидать смерти Fiat. Однако дела оказались не так уж и плохи – бизнес опять стал  набирать обороты, но это уже совсем другая история…