De Tomaso – возрождение или исчезновение

Логотип De Tomaso Modena S.p.A.
Логотип De Tomaso Modena S.p.A.
Логотип De Tomaso Modena S.p.A.
Алехандро Де Томазо
Алехандро Де Томазо
De Tomaso Isis (1959 г.) назван в честь Изабель Хэккел – известной гонщицы и второй жены Алехандро
De Tomaso Isis (1959 г.) назван в честь Изабель Хэккел – известной гонщицы и второй жены Алехандро
De Tomaso Cosworth F2 (1969 г.) стал основой для гоночного болида Фрэнка Уильямса
De Tomaso Cosworth F2 (1969 г.) стал основой для гоночного болида Фрэнка Уильямса
De Tomaso Vallelunga (1963 г.)
De Tomaso Vallelunga (1963 г.)
De Tomaso Pantera. Именно с этой моделью у многих до сих пор ассоциируется марка Де Томазо
De Tomaso Pantera. Именно с этой моделью у многих до сих пор ассоциируется марка Де Томазо
Седан De Tomaso Deauville
Седан De Tomaso Deauville
Кожаный салон сделал Deauville настоящим автомобилем бизнес-класса
Кожаный салон сделал Deauville настоящим автомобилем бизнес-класса
De Tomaso Bigua
De Tomaso Bigua
De Tomaso Mangusta. Агрессивный дизайн автомобиля класса люкс разработал легендарный Джуджаро
De Tomaso Mangusta. Агрессивный дизайн автомобиля класса люкс разработал легендарный Джуджаро

После смерти Алехандро Де Томазо в 2003 г., его компания, ставшая известной благодаря моделям Pantera и Mangusta, казалось, была обречена на забвение. К счастью, настоящие шедевры техники и искусства иногда переживают своих создателей.

Аукцион


У марки и завода в Модене появился шанс возродиться после аукциона, на который были выставлены права на торговую марку, лицензия на производство моделей  Pantera и Guara, а также возможность купить сборочный завод и всю прилегающую к нему территорию. Собственно говоря, аукцион состоит из двух лотов: бренд плюс лицензия (лот №1, €1,78 млн) и завод плюс земля (лот №2, $7,63 млн).

Остается надеяться, что у будущего покупателя есть намерение реанимировать некогда легендарную автомобильную марку, а не построить на купленной территории очередной гипермаркет или Диснейленд. Обнадеживает и то, что немецкий дизайнер Штефан Шульц уже работает над радикальным обновлением De Tomaso Pantera. Рабочее название концепта – Pantera Concept. Интересно, что автомобиль будет построен на платформе Lamborghini Gallardo.
По мнению экспертов автомобильный бренд De Tomso, скорее всего, купит итальянская компания Pagani. Хотя возможны и другие варианты: громкие имена нужны также индусам, китайцам и даже корейцам.

Немного истории

Алехандро Де Томазо родился в Буэнос-Айресе 10 июля 1928 г. Его отец был выдающимся политическим деятелем и в начале 30-х годов работал министром сельского хозяйства Аргентины. Мать принадлежала к одной из самых древних испаноговорящих семей, которая несколько веков управляла сельским хозяйством южноамериканского государства.

Закончив учебу, Де Томазо четко видел свою дальнейшую судьбу. Он мечтал посвятить свою жизнь автомобилям. В возрасте 27 лет Де Томазо прибыл в итальянский город Модену, где на автомобилях Maserati участвовал в гонках 1955–1956 гг. Три следующих сезона Де Томазо работал и набирался опыта у известного конструктора Оска.  

Однако аргентинец чувствовал, что карьера гонщика его не радует и пора что-то менять в жизни. В 1959 г. Алеханро Де Томазо основал собственную автомобильную компанию, которую назвал своим именем. Сборочные мастерские были построены в Альбарето, пригороде Модены, по соседству с заводами Ferrari и  Maserati.

Символом марки De Tomaso стал железный инструмент, которым когда-то клеймили лошадей в Аргентине. Цвета логотипа, как не трудно догадаться, были взяты из аргентинского флага.

От "Формулы" к "Формуле"

В конце 1950-х наряду с Formula-2 стали очень популярны гонки класса Formula Junior. Как и многие другие независимые производители, Де Томазо увлекся созданием гоночных моторов и автомобилей. В условиях жесткой конкуренции ему удалось не только обогнать соперников, но и пережить большинство из некогда известных гоночных марок: De Sanctis, Stanguellini, Moretti, BMB, Lotus, Cooper и Elva.

Свой первый "формульный" автомобиль Алехандро построил в 1958 г. и оснастил его 1,1-литровым двигателем от Fiat, коробкой передач Volkswagen и шасси от Cooper. Вариант получился не очень удачный (особые проблемы возникали с тормозами), поэтому Де Томазо продал первый болид болельщику из штата Флорида (США), который, в свою очередь, пере-продал автомобиль коллекционеру по имени Чак Моранто.

Де Томазо не оставил надежду создать хороший гоночный автомобиль. Второй экземпляр, созданный в 1959 г., получил название Isis (в честь второй жены аргентинца Изабель Хэккел, известной в то время автогонщицы). Второй болид был тоже оснащен коробкой передач Volkswagen и 8-цилиндровым двигателем Fiat, позволившим развивать максимальную скорость до 240 км/ч. Но Isis тоже остался "пробным шаром" – ничего выдающегося машина на трассе не показала.
В 1960 г. для Formula Junior был изготовлен болид с коробкой передач Citroen и двигателем DKW. Год спустя второй экземпляр приспособили для участия в Formula-2.  Оба болида были протестированы Фон Трипсом на американских хайвеях. Проанализировав результаты испытаний, в 1961 г. Де Томазо изготовил шесть формульных моторов объемом 1,5 л. Кроме того, он построил два шасси для команды Serenissima team, под капотом которых урчали моторы Alfa Romeo.
В Formula-1 автомобили De Tomaso дебютировали на гоночной трассе в Неаполе, где пилот Бусинелло финишировал пятым, а его коллега Алберти так и не смог закончить гонку. После этого сразу пять аргентино-итальянских болидов появились на немецком Гран-при, в Монако и на Гран-при Модены.

аключительная гонка 1961 г. состоялась в Риме и называлась National Coppa Italia F1. Здесь Бусинелло и Липпи на автомобилях De Tomaso пришли четвертым и пятым соответственно. Это был первый успешный результат марки.
Начиная с 1964 г. Де Томазо создавал моторы для формульных автомобилей, в основном для Formula-2 и для Formula-3, пришедшей на смену Formula Junior. Но никаких громких побед у команды не было. Запомнился только автомобиль 1969 г., построенный специально для участия в гонках Formula-2. Он стал основой для гоночного болида Фрэнка Уильямса, вышедшего на трассу Formula-1 в 1970 году.

Заявка на успех

В 1963 г. фирма De Tomaso Modena S.p.A. Занялась разработкой спортивных автомобилей, предназначенных для серийного производства. Свой первый дорожный спорткар Де Томазо представил публике на Туринском автосалоне 1963 г. Спайдер с центральномоторным шасси получил название Vallelunga.
Первоначально Алехандро планировал построить автомобиль из алюминия (первые три экземпляра такими и были). Но после Туринского автосалона стратегия изменилась. Материалом для кузова было избрано стекловолокно, размеры окон увеличили, а открывающаяся вверх задняя дверь обеспечила свободный доступ к машинному отделению. Мощность 1,5-литрового двигателя от Ford Cortina с помощью перенастройки довели до 135 л. с. (в оригинале – 104 л. с.). Модернизированная 5-ступенчатая КПП Volkswagen и тормоза Campagnolo сделали Vallelunga динамичным и агрессивным.

Запуск первого дорожного автомобиля De Tomaso в серийное производство происходил довольно медленно. Подводила и сервисная служба – из-за отвратительного обслуживания 56 автомобилей Vallelunga крайне неудачно выступили на гоночных трассах. Но комом первый блин не вышел! Центральномоторное шасси Vallelunga стало важным элементом в производственной деятельности De Tomaso. Кроме того, эту модель отличало редкое изящество форм, и она до сих пор остается одним из самых красивых транспортных средств 1960-х гг.

В 1965 г. Алехандро Де Томазо начинает тесное сотрудничество с компанией Ford. На Туринском автосалоне того же 1965 г. был представлен концепткар De Tomaso Р-70 с двигателем Ford-5000 V8. Однако этот опытный образец в большей степени отражал новые стилистические веяния и не был гоночным автомобилем. Он принимал участие в нескольких заездах, но успеха так и не добился.
Первой серьезной заявкой на успех стала модель Mangusta, созданная на платформе опытного Р-70. Неожиданное название связано с тем, что в соперники этому автомобилю пророчили Ford Cobra, а мангуст, как известно – единственное животное, которого боится кобра. Агрессивный облик автомобиля De Tomaso Mangusta разработал легендарный дизайнер Джуджаро. Было создано сразу два варианта: европейская версия с 4,8-литровым двигателем V8 мощностью 306 л. с. и версия для Америки (5,0 л, V8, 230 л. с.). На все автомобили ставили двигатели Ford, кроме одного, который заказал вице-президент GM Уильям Л. Митчелл. На свой экземпляр Митчелл решил установить мотор Chevrolet. Первые Mangusta имели двойные фары, которые позже заменили одним семидюймовым выдвигающимся прожектором.

Всего было построено около 400 автомобилей этой модели (из них 280 американских) – достаточно большое количество для тех лет. De Tomaso Mangusta  был изящен, но очень тяжел в управлении. Однако именно этот спорткар ввел фирму Алехандро Де Томазо в круг известнейших итальянских автопроизводителей. До сих пор Mangusta является желанным объектом для коллекционеров.

Переманивание и объединения

Будучи одновременно честолюбивым и трудолюбивым человеком, Алехандро Де Томазо решил во что бы то ни стало обойти самого маэстро Энцо Феррари. Для скорейшего достижения своей мечты он стал переманивать к себе ключевых сотрудников компании Ferrari и ее конкурентов.

В 1968 г. из Lamborghini в De Tomaso пришел Жан Паоло Даллара. Тогда же удалось купить дизайн-студию Ghia вместе с ее главным дизайнером-разработчиком Томом Джаардой. Ghia потребовалась для того, чтобы Джаарда создал конструкцию двух совершенно новых автомобилей De Tomaso. Первым стал 4-дверный седан Deauville, вторым – закрытый 2-местный Longchamp.
Deauville – пожалуй, самый честолюбивый проект Де Томазо, – представили прессе в ноябре 1970 г. И представили в высшей степени необычно. Множество журналистов собралось на заводе в Модене, но ждать новый автомобиль пришлось слишком долго – некоторые акулы пера даже стали нервничать. Когда страсти накалились до предела, прибыл Алехандро Де Томазо, управлявший новеньким Deauville и заявил, что он выехал из Рима 2 часа назад. Выходило, что средняя скорость его движения составляла около 250 км/ч. Свои слова господин Де Томазо доказал с помощью штрафной квитанции за превышение скорости. Журналисты по достоинству оценили задумку маэстро Алехандро.

De Tomaso Deauville был очень хорошим автомобилем. Оснащенный 5,8-литровым мотором Ford V8 мощностью 300 л. с., он легко разгонялся до 230 км/ч. Это был первый автомобиль De Tomaso с автоматической коробкой передач. Все это, плюс тщательно продуманный салон, выдающиеся технические характеристики и легкость управления превратили Deauville в один из лучших спорткаров бизнес-класса своего времени. Производство длилось до 1985 г. и за 15 лет было выпущено 244 автомобиля (включая и последний – универсал, который был сделан специально для жены Де Томазо Изабель Хэккел, которая возила в универсале своих любимых собак).

Еще одной особенностью Deauville (и, кстати, Longchamp) было то, что только у этих двух моделей De Tomaso моторы располагались спереди.
В июле 1981 г. Алехандро Де Томазо заключил контракт с японской компанией Daihatsu на производство 100 тыс. двигателей. Также в середине 1980-х в состав De Tomaso S.p.A. вошли фирмы Guzzi, Innocenti и Maserati.

Pantera

Несмотря на то, что последний De Tomaso Pantera был построен больше 10 лет тому назад, именно с этой моделью многие до сих пор ассоциируют легендарную автомобильную марку.

Автомобиль появился на свет в 1971 г. и задумывался как конкурент Chevrolet Corvette на американском рынке. Чтобы противостоять культовому продукту GM, новый автомобиль должен был стать доступным каждому американцу. В 1970-х было изготовлено 2669 автомобилей, благодаря сотрудничеству Ли Яккоки (самый блестящий в то время проектировщик), Генри Форда II, Тома Джаарда и, конечно, Алехандро Де Томазо.

Как обычно, двигатели для новой модели поставлял Ford. Так же, как и в Vallelunga и Mangusta, двигатель установили продольно посредине кузова. К моменту выпуска седан Pantera имел несколько версий: базовую с 3-литровым двигателем, GT4 с 5,7-литровым мотором, а также с "сердцем" GTS, и увеличенной до 350 л. с. мощностью. Автомобилей De Tomaso Pantera выпускалось так много, что никто из автопроизводителей Модены не мог похвастаться производством большего количества машин одной модели.
Кроме того, De Tomaso Pantera стал одним из символов автомобильных гонок. Установленный посредине двигатель, улучшенная по сравнению с Mangusta развесовка, необычный дизайн кузова и новые шины, до этого никогда не использовавшиеся в автомобилях De Tomaso, сделали Pantera автомобилем американской мечты.

У Pantera было две важные гоночные победы – в 1972 г. команда De Tomaso заняла второе место в чемпионате серии GT благодаря победе Майка Паркера и Клэя Регаззони в Имоле и Хоккенхейме соответственно. Автомобильные гонки всегда имели большое значение для Алехандро Де Томазо. Его фирма принимала участие в гонках не только для того чтобы победить, скорее, чтобы проверить правильность своих идей и надежность автомобилей.
В сентябре 1973 г. деловые отношения между Генри Фордом и Де Томазо прервались вследствие целого ряда причин, не позволивших подписать новое соглашение. Много изменений произошло после отъезда Алехандро Де Томазо из Америки, но история Pantera все же не закончилась. Компания De Tomaso S.p.A. сама продолжила выпуск популярной модели. Но это привело к увеличению ее стоимости и падению объемов продаж. Наиболее ценный американский рынок был потерян полностью.

Третье поколение Pantera появилось в 1991 г. Оно существенно отличалось от автомобилей, выпущенных в предыдущие годы. Проектом на этот раз руководил дизайнер Марчелло Гандини, но в коммерческом отношении Pantera III оказалась неудачной. Было выпущено всего 38 подобных автомобилей, оснащенных 5-литровым двигателем V8 Mustang, развивающим до 305 л. с. Вскоре после этого компания приступила к разработке полностью новой модели Guara.
Последняя Pantera покинула заводские ворота в 1996 г., простояв на стапелях без малого 25 лет. За эти годы автомобиль с кошачьим именем создал компании De Tomaso S.p.A. репутацию одного из лучших производителей спортивных автомобилей класса Gran Turismo.

Конец независимости

В 1993 г. Алехандро Де Томазо тяжело заболел. Примерно в тот же период началось производство модели Guara. Чтобы позволить выжить своему последнему детищу, основатель фирмы отказался от владения марками Maserati и Guzzi.

В это трудное время компанию поддерживали на плаву Ford, а также американец Брюс Кавали – давний друг и партнер De Tomaso. Именно Кавали приложил немало сил и средств для возвращения легендарной марки на американский рынок и на гоночные трассы. Все шло неплохо до 2000 г., когда у Кавали возникли разногласия с новым руководством фирмы, и с помощью адвокатов ему удалось отсудить права на Pantera и на новый завод.

В числе последних автомобилей De Tomaso нужно назвать модель Bigua. Этот двухместный кабриолет был разработан в 1996 г., но позже был переименован в новую версию Mangusta. Интересно, что британская компания MG Rover на основе механизмов Bigua/Mangusta создала внедорожник под названием MG XPower SV.
На некоторых рынках автомобили Guara оставались доступными до 2005-2006 гг., но все это были машины, собранные не позднее 2004 г.

Несмотря на то, что созданная аргентинцем в Италии автомобильная компания формально ликвидирована, а сама марка De Tomaso выставлена на торги, Алехандро Де Томазо остается единственным производителем экзотических автомобилей, который почти 40 лет был полностью независим от крупных игроков автомобильного бизнеса.

1 Комментариев

Сергей
22-10-2009 17:57:43

на иллюстрации не Де Томазо, а МГ ИКС пауер СВ