Citroen DS4, Renault Megane RenaultSport и Volkswagen Golf GTI: хетчбэки с "огоньком"

Далеко не все активные водители могут себе позволить мощное и скоростное купе – финансовые возможности это не всегда позволяют. Впрочем, расстраиваться в этом случае не стоит – можно обратить внимание на доступные спортивные автомобили.

Конечно, далеко не все они подходят для повседневного использования, но существует класс так называемых "горячих" хетчбэков. Они обладают неплохими ходовыми характеристиками и при этом весьма практичные. Основателем этого сегмента считается Golf GTI, который появился в далеком 1976 году. Три с половиной десятилетия спустя выпускают шестое поколение GTI, но он, естественно, не один в своем роде. У него множество конкурентов, хотя далеко не все они продаются в Украине. Из тех, которые доступны в нашей стране, для сравнительного тест-драйва мы выбрали пару "французов" – DS4 и Megane RenaultSport.

Citroen DS4 – нетипичный заряженный хетчбэк. Первое, что бросается в глаза – его немалый дорожный просвет (172 мм). Модель сочетает в себе черты компактного вседорожника с аркообразной линией крыши, как у купе. Подчеркивают профиль спрятанные в стойках ручки задних дверей. Дизайн получился весьма мускулистым – с выпуклыми колесными арками, профилированными боковинами и капотом.

В радиаторную решетку интегрирован логотип Citroen, а в бампере установлен широкий воздухозаборник. Пороги украшены хромированными молдингами, а на крыше установлен спойлер. В заднем бампере установлены прямоугольные выхлопные трубы.
В основе Renault Megane RenaultSport (RS) лежит трехдверная версия модели. Даже стандартный хетчбэк смотрится весьма динамично благодаря ниспадающей линии крыши и широким "плечам" задних крыльев, подчеркнутых фонарями. Но приставка RS подразумевает более агрессивный дизайн. Передний бампер дополнен спойлером, а воздухозаборник в нем напоминает пасть зверя. Он, как и зеркала заднего вида, окрашен в черный цвет. Раздутые колесные арки указывают на то, что колею автомобиля несколько расширили. На порогах появились аэродинамические накладки, а в заднем бампере – диффузор, по центру которого установлено "сопло" выхлопной трубы.

Volkswagen Golf GTI выглядит несколько сдержаннее своих соперников. Спереди фирменный солидный стиль немецкой марки практически не затронут. Можно лишь заметить красные молдинги, обрамляющие решетку радиатора, и бампер с увеличенным воздухозаборником. Чтобы аэродинамический обвес был более заметен, его окрасили в черный цвет. Визитная карточка GTI – его 17-дюймовые колесные диски, напоминающие барабан телефона. Диффузор в заднем бампере выглядит весьма скромно, на первом месте здесь – функциональность. По его краям размещены две выхлопные трубы. На верхней кромке задней двери увеличен спойлер. Кстати, Golf GTI доступен как в трехдверном, так и в пятидверном варианте.

Citroen – самый легкий в этой тройке, весит 1350 кг против 1387 кг у Renault и 1393 кг у Volkswagen. Размеры трех хетчбэков приблизительно одинаковые, но при этом колесная база Megane RS несколько крупнее, чем у конкурентов: 2640 мм, тогда как у DS4 – 2612 мм, а у Golf GTI – 2578 мм.

Салон Citroen более ориентирован на комфорт, спортивный стиль здесь менее заметен, чем у соперников. В отделке преобладает кожа, а разбавляют ее серебристые вставки "под алюминий" и металлические накладки на педалях. Диаметр четырехспицевого рулевого колеса довольно большой.

Оптитронные циферблаты приборов размещены в трех отдельных желобах, а по центру находится спидометр с экраном бортового компьютера внутри. Центральная панель немного повернута к водителю; переключатели на ней довольно крупные, но шрифт надписей на них весьма мелкий. Передние сиденья, пожалуй, самые мягкие и комфортабельные в этой тройке, но вместе с тем, поддержка спины хуже, чем у соперников. Посадка, на удивление, высокая, а водительское кресло оснащено электроприводом.

Отделка салона Renault – тканевая, повсюду присутствуют и ярко-желтые швы. На верхней части обода рулевого колеса присутствует оригинальная метка нулевого положения, а в районе хвата рук он обшит перфорированной кожей. Педали украшены алюминиевыми накладками. В желтый цвет окрашен и тахометр, а знакомый по обычным Megane цифровой спидометр заменили более традиционным аналоговым. На верхней кромке центральной панели установлен монохромный дисплей, на который выводятся данные о давлении наддува, температуре масла, длительности разгона до 100 км/ч, боковом ускорении в поворотах. Клавиши блоков аудиосистемы и климат-контроля довольно мелкие и сгруппированы чересчур тесно. Передние сиденья обладают лучшей боковой поддержкой, чем у конкурентов, но нужно учитывать, что они весьма жесткие.

В салоне GTI господствует прагматичный подход, суть которого – минимум изменений по сравнению со стандартным Golf. Комбинация приборов и оформление центральной панели практически не затронуты. Установлено спортивное мультифункциональное рулевое колесо с плоским ободом снизу, обшитое перфорированной кожей с ярко-красными швами. Педали украшены металлическими накладками. Показания крупного спидометра и тахометра хорошо считываются, а переключатели аудиосистемы и климат-контроля четко упорядочены. Сиденья GTI обшиты оригинальной клетчатой тканью. Они неплохо удерживают спину, и особенно поясницу, но при этом в меру упругие, а потому после длительных поездок спина не болит. Регулировки осуществляются вручную, но их диапазон довольно широк.

На втором ряду у Golf GTI самое большое пространство над головой, а вот в Megane RS и DS4 оно ощутимо меньше, что почувствуют рослые пассажиры. Зато у Renault весьма щедрое место для ног; Volkswagen почти не уступает ему, а вот в Citroen оно весьма скромное. Кроме того в DS4 почему-то не открываются задние окна – стеклоподъемники там отсутствуют, как таковые. Зато у него самый вместительный 370-литровый багажник против 350 л у Golf и 344 л у Megane.

Все три хетчбэка оснащены центральным замком, электростеклоподъемниками, климат-контролем (однозонным у "немца", двухзонным у "французов"), CD-плеером, бортовым компьютером, 6 подушками безопасности и системой стабилизации. У Megane RS и DS4 в версии Sport Chic также есть круиз-контроль, датчики освещения и дождя, парктроник, подогрев передних кресел, а Citroen также получил систему слежения за "слепыми" зонами.

Все три автомобиля оснащены бензиновыми четырехцилиндровыми турбодвигателями с непосредственным впрыском топлива. Самый мощный мотор у Renault: 2,0-литровая "четверка" развивает 247 л. с. при 5500 об/мин. Пик крутящего момента (340 Н·м) приходится на довольно высокие 3000 об/мин и этим обусловлен характер двигателя. Он весьма бодрый и быстро набирает обороты, хотя уже с 1500 об/мин ощущается подхват.

Megane RS демонстрирует лучшую динамику в тройке: он способен разогнаться до 100 км/ч за 6,1 с, а максимальная скорость ограничена на отметке в 250 км/ч. Рычаг 6-ступенчатой механической трансмиссии довольно длинноходый. Мотор довольно эластичный: позволяет ехать на высшей передаче со скоростью 45 км/ч при 1000 об/мин. Также следует отметить приятный звук выхлопа, но на высоких оборотах он становится чересчур громким. Расход топлива достигает 11,5 л/100 км в городском цикле и 6,7 л/100 км – в загородном.

У DS4 под капотом 1,6-литровый мотор мощностью 200 л. с. при 5500 об/мин. Характер у него совсем иной, чем у Megane – более сдержанный, покладистый. Максимальный крутящий момент в 275 Н·м в распоряжении с 1700 об/мин. Хетчбэк набирает скорость довольно плавно, но уверенно: чтобы достичь 100 км/ч понадобится 7,9 с. Равномерный разгон продолжается примерно до 150 км/ч, а предел DS4 – 235 км/ч. Следует отметить, что "четверку" громкой не назовешь и порой кажется, что она работает чересчур тихо, как для двигателя "горячего" хетчбэка. К тому же, 6-ступенчатой "механике" не хватает точности при переключениях. Зато "аппетит" Citroen самый маленький – 8,4 л/100 км в городе и 5,2 л/100 км – на трассе.

Golf GTI оснащен 2,0-литровым турбомотором, выдающим 210 л. с. при 5300 об/мин. Его крутящий момент не самый большой (280 Н·м), но доступен в широком диапазоне оборотов – 1700-5200 об/мин. В тяге нет недостатка, а двигатель очень отзывчив, под рукой всегда достаточный запас мощности. Но при этом мотор не настолько экстремальный, как у Renault. За 6,9 с GTI достигает 100 км/ч, а на пятой передаче с 80 до 120 км/ч разгоняется за 7,5 с. Максимальная скорость равна 240 км/ч.

Звук "четверки" приятный и не назойливый, а при желании его можно настроить с помощью специального генератора. В городе Volkswagen расходует 10,0 л/100 км, а за городом – 5,8 л/100 км. Хорошо проявила себя механическая трансмиссия: переключения происходят точно, а ход рычага небольшой. Кстати, Golf GTI – единственный в этой тройке, кому предлагают в качестве альтернативы коробку переключения передач с двумя сцеплениями.

Citroen – пожалуй, самый комфортабельный в этой тройке. Его подвеска довольно мягкая, а профиль покрышек довольно высокий, поэтому большинство выбоин поглощаются довольно плавно. Однако в поворотах крены кузова очень даже ощутимы, но они возникают скорее не из-за настроек ходовой, а в силу высокого центра тяжести. Дает о себе знать и недостаточная поворачиваемость. К тому же, на извилистых дорогах чувствуется, что задняя подвеска – полузависимая (у соперников сзади независимая "многорычажка").  Рулевое управление легкое, ему не помешало бы немного больше остроты и информативности.
Renault – полная противоположность DS4, он острый, резвый, более послушный. Его руль точный и приятно наполнен тяжестью, хотя не всегда дает достаточно информации о положении колес. Подвеска Megane RS самая жесткая в этой тройке и это даже без опционного пакета Cup, включающего спортивные пружины.

Автомобиль неплохо чувствует себя на гоночном автодроме, он демонстрирует нейтральную поворачиваемость и отсутствие нежелательных движений кузова. У ESP предусмотрен спортивный режим, когда электроника вмешивается позже и позволяет небольшое скольжение ведущих колес. Тормоза обеспечивают резкое замедление. А вот в городе хетчбэк проигрывает соперникам из-за очень жесткой езды и относительно большого диаметра разворота – 11,35 м против 10,6 м у Golf GTI и 10,7 м у DS4.

Настройки шасси Volkswagen являют собою компромисс между спортивностью и комфортом, который ценится при повседневном использовании. Хетчбэк обеспечивает уверенность в управлении, и легко контролируем. Его рулевое управление точное и информативное, а система XDS (она имитирует дифференциал повышенного трения) не дает заходить в повороты слишком широко. Конечно, подвеска довольно упругая, но не настолько жесткая, как у Renault. Небольшие выбоины легко "глотаются", а вот ямы поглубже все же желательно объезжать. Вместе с тем кузов не слишком кренится. Golf GTI также отличается хорошей шумоизоляцией. Его тормоза не слишком резкие, а усилие на педали легко дозируется.

У трех автомобилей абсолютно разные характеры. Renault Megane RenaultSport – настоящий маленький снаряд с отличной динамикой и отточенной управляемостью, в жертву которым принесли часть комфорта. Он и самый дорогой – 35 000 у. е. Citroen DS4 делает ставку на мягкую подвеску и богатое оснащение, его цена – 33 400 у. е. Volkswagen Golf GTI – компромиссный вариант, в меру комфортабельный и динамичный. Он стоит 33 700 у. е.