Chevrolet SSR: серийный хот-род

Автомобиль, который был задуман как индивидуальное отражение владельца, стал серийным
Автомобиль, который был задуман как индивидуальное отражение владельца, стал серийным
Автомобиль, который был задуман как индивидуальное отражение владельца, стал серийным
Единственный в мире пикап-кабриолет
Единственный в мире пикап-кабриолет
Менее чем за 20 секунд автомобиль превращается в элегантный кабриолет
Менее чем за 20 секунд автомобиль превращается в элегантный кабриолет
 Крышка поднимается на газовых упорах лишь чуть-чуть, открывая длинный и низкий багажник
Крышка поднимается на газовых упорах лишь чуть-чуть, открывая длинный и низкий багажник
Грузовой отсек устлан ворсистым ковролином с декоративными рейлингами из красного дерева на полу
Грузовой отсек устлан ворсистым ковролином с декоративными рейлингами из красного дерева на полу
Салон Chevrolet SSR смотрится эффектно, хоть и аскетично
Салон Chevrolet SSR смотрится эффектно, хоть и аскетично
Дверные ручки – оригинальны
Дверные ручки – оригинальны
Технические характеристики Chevrolet SSR
Технические характеристики Chevrolet SSR

В последнее десятилетие в американском автопроме заметно возвращение к ретростилю. Родоначальником такой тенденции считается Боб Лутц. Работая на посту главного дизайнера Chrysler, он стал идейным вдохновителем таких шедевров, как Chrysler Prowler и Chrysler PT Cruiser (см. "Тест-Драйв" № 12 за 2005 г.). Перейдя на аналогичный пост в GM,  Лутц продолжил свою стратегию. Результат – мировой общественности представили автомобили, выполненные в ретростиле, – SSR и Chevrolet HHR.

Chevrolet SSR представляет собой собирательный образ американского автомобиля. Как известно, облик данной марки  как во внешнем виде (огромных размеров, в большинстве случаев в кузове кабриолет), так и с технической стороны (рамные, заднеприводные, двигатель V8)  был сформирован в 50-е, 60-е годы прошлого столетия.

Неотъемлемой частью американской автомобильной жизни считается "хотроддинг", который берет свое начало с тех же незапамятных 50-х годов. Сущность хот-рода такова: на кузов устаревшего автомобиля устанавливается максимально мощный мотор, как правило, V8, клиренс делается меньше, а задние покрышки как можно шире.

В итоге автомобиль должен эксклюзивно выглядеть, обладать почти спортивной динамикой.
На сегодняшний же день главным национальным автомобильным достоянием американцев являются пикапы. Приняв во внимание ключевые традиционные и современные тенденции американского автостроения, GM в 2000 году представил автомобиль, который объединил в себе все элементы американской автомобильной жизни. Так и появился Chevrolet SSR. Индексом SS в США традиционно обозначаются самые мощные версии автомобилей: например, Chevrolet Impala SS, Cobalt SS, Silverado SS...

В нашем случае аббревиатура SSR расшифровывается как Super Sport Roadster. Да-да! Именно родстер, причем первый в мире пикап со складной жесткой крышей.
Особенности конструкции SSR – кузов жестко соединен с рамой и воспринимает вместе с ней часть нагрузок.

Дизайн автомобиля выдержан в стиле грузовых Chevrolet, выпускавшихся в 50-х годах. Спроектирован ретропикап в рекордные сроки – за пять недель – исключительно силами компьютера. В серийное производство, старт которому был дан в 2003 году, автомобиль  пошел фактически в виде концепта, с минимумом изменений.

Внешне автомобиль выполнен согласно канонам американской моды пикапов середины прошлого века. Характерные черты: покатый капот, заметно сужающийся к носу машины, выступающие передние (как впрочем, и задние) крылья, широкие горизонтальные прорези радиаторной решетки и скругленный колпак кабины. Обращают на себя внимание и длинные подножки возле двери.

Заглянем и в саму кабину. Открываем дверь, поддевая необычную дверную ручку в виде полукруга. В первую очередь в глаза бросается обилие пластика "под алюминий" – красивые вставки на дверях, рукоятка селектора "автомата", с выступающей вверх кнопкой фиксатора. Прямо по центру панели – три рукоятки климат-контроля (блок управления печкой, вентилятором и кондиционером), смотрятся оригинально, и тоже "под алюминий". Спидометр на первый взгляд может показаться странным – разметка только до 140, но это в милях, рядом мелким шрифтом шкала продублирована привычными для нашего глаза км/час. Руль многофункциональный – с возможностью управления бортовым компьютером и музыкой (установлен МР3-проигрыватель с CD-чейнджером на 6 дисков). За безопасность в салоне отвечают две боковые и две фронтальные подушки безопасности.

Компоновка салона скорее европейская, чем американская – нет традиционного огромного трехместного дивана или рукоятки коробки передач на рулевой колонке. В роскошные кожаные кресла интегрированы подголовники с защитными дугами. Общее впечатление от салона: сдержанно, даже несколько аскетично. Здесь все подчинено культу скорости и подсознательно провоцирует на динамичную езду. Качество пластика неплохое, но немного мягкости не помешало бы.

Вопросы эргономики и прочие нюансы в оформлении сами собой отходят на второй план, когда менее чем за 20 секунд электроприводы складывают жесткую крышу кабины, превращая автомобиль в пикап-кабриолет.

По паспорту Chevrolet SSR определен как грузовой-бортовой, а неофициально его называют спортпикап. Автомобиль действительно имеет кузов и по всем признакам может считаться пикапом. Вот только возить грузы на нем вряд ли представляется возможным, и причиной тому не только малая вместимость – всего 671 л полезного объема.

Доступ в багажное отделение несколько затруднен, не говоря уже о сложности процедуры открывания. Сначала жесткая крышка, прикрывающая багажник, чуть-чуть отщелкивается, образуя щель, в которую нужно просунуть руку и откинуть задний борт. Теперь можно поставить крышку в верхнее положение. Внутри багажник отделан ворсистым черным ковролином с накладками из красного дерева! Закрывается багажник тоже в определенном порядке: опускаем верх-нюю часть, а потом захлопываем задний борт, наоборот нельзя – не закроется. Багажный отсек не такой уж и функциональный, но не беда, автомобиль без проблем может буксировать прицеп массой до 1,2 т.

Заглянем теперь в подкапотное прост-ранство. А там мы увидим двигатель Vortec V8 объемом 5,3 л и мощностью 305 л. с., который взят от вседорожника Chevrolet Tahoe. Vortec 5300 V8 представляет собой современное видение знаменитой нижневальной "восьмерки" с "малым блоком цилиндров" (small block), которой оснащался Chevrolet Bel Air образца 1954 года. По сравнению с обычным чугунным двигателем, блок и головки отлиты из алюминиевого сплава, что дает выигрыш в массе около 40 кг.
Заводим.  Из-под капота доносится спокойный рокот. Нажимаем на педаль и через долю секунды SSR с ревом уносит вперед.

С таким мотором даже музыка в салоне не воспринимается. Тут нужно слушать только мотор, ведь даже простые прохожие обращают внимание на характерное урчание V-образной "восьмерки". Интересно наблюдать за прохожими, которые в спешке пытаются запечатлеть автомобиль на мобильные телефоны. Участники дорожного движения с не меньшим интересом рассматривают его. Хозяин машины к такому акцентированному вниманию относится довольно спокойно, он привык. По его словам, бывали случаи, когда особо любопытствующие выбегали из машины на красный свет светофора и фотографировали прямо посреди дороги.

Во время динамичной езды наибольшее впечатление производит именно звук, а не ускорение. "Сотня" достигается за 7,3 с. Вроде бы не особо впечатляет, но ведь и масса машины почти 2200 кг.

Агрегируется мотор с четырехступенчатой автоматической трансмиссией GM Hydra-Matic. Аналогичной трансмиссией оснащались модели Corvette, Trail-Blazer и Camaro.
С 2005 года для SSR стали предлагать 6,0-литровый V8 мощностью 390 л. с. Силовой агрегат позволяет SSR разгоняться до 100 км/ч всего за 5,3 с. Работает двигатель в паре с 6-ступенчатой "механикой".

Подвеска, в соответствии с концепцией создания автомобиля, не является чем-то новым. Ее "одолжили" у купе Chevrolet Camarо: спереди – независимая, на двойных поперечных рычагах, а сзади – неразрезной моста с тягой Панара. В качестве упругих элементов выступают пружины. Ходы ее укорочены, пружины и амортизаторы "зажаты". Достаточно жесткая, но не в ущерб комфорту.

На ровном асфальте автомобиль управляется прогнозируемо, несмотря на архаичный жесткий задний мост. Руль по-спортивному "тяжелый", особенно это чувствуется с возрастанием скорости. Безопасность езды обеспечивается системами ABS с EBD, ESP с ASR. В заднем мосту SSR ставится дифференциал повышенного трения Torsen, который всякий раз перераспределяет крутящий момент к колесу для лучшего сцепления с дорогой. Назначение системы – обеспечить устойчивость автомобиля при резком старте или движении по скользкой поверхности. Избежать "прокрутки" колес удается благодаря перераспределению крутящего момента двигателя – дифференциал передает до 70% момента на то колесо, которое лучше держится за дорогу.

Колеса с широченными покрышками (255/45 R19 спереди и 295/40 R20 сзади) дают уверенность на дороге. Хотя SSR не оснащен даже "докаткой", но прокол не будет катастрофой, так как на автомобиле установлены шины, не боящиеся проколов (RunFlat). В боковинах таких шин между слоями каркаса находится вставка из специальной резины, которая увеличивает их жесткость. При потере давления шина определенное время держит форму и не слетает с обода. Со спущенным колесом можно преодолеть расстояние до 150 км, правда, со скоростью не более 70 км/ч. В списке дополнительного оборудования также есть система контроля давления в шинах.

На все колеса устанавливаются дисковые тормозные механизмы, спереди вентилируемые. Они обеспечивают SSR хорошей тормозной динамикой, а традиционно широкая педаль обладает хорошей информативностью.

В начале материала мы окрестили автомобиль как серийный хот-род. Думаем, теперь ясно почему. SSR выполнен в ретростиле. Основное предназначение хот-рода – поразить окружающих. Chevrolet SSR полностью отвечает этим критериям. Открытый верх, громкая музыка и быстрые старты со светофора – вот для чего нужен Chevrolet SSR.
Автомобиль рассчитан на истинных любителей американских автомобилей и американской автомобильной моды.

К сожалению, в 2006 году руководство концерна General Motors приняло решение о прекращении производства ретро-пикапа Chevrolet SSR. Да и сам завод, где выпускали SSR, попал под программу реструктуризации производства, что предусматривает закрытие завода. Всего за три года было произведено 25 тысяч Chevrolet SSR.