Большой американский автомобиль или Эпоха "мускулистых" и "маленьких" машин (Часть 2)

Первые Mustang были двухместные
Первые Mustang были двухместные
Первые Mustang были двухместные
Ценители марки считают хардтоп-купе 1967 года самым красивым из "Мустангов"
Ценители марки считают хардтоп-купе 1967 года самым красивым из "Мустангов"
Mustang GT500 Eleanor
Mustang GT500 Eleanor
В дебютном 1965-м Shelby GT350 выпускалась только в одном цвете Wimbledon White с двумя голубыми полосами Le Mans вдоль кузова, которые рисовались опционно
В дебютном 1965-м Shelby GT350 выпускалась только в одном цвете Wimbledon White с двумя голубыми полосами Le Mans вдоль кузова, которые рисовались опционно
Капот с черным (независимо от цвета автомобиля) воздухозаборником – отличительная черта всех Dodge Challenger в спортивной версии T/A
Капот с черным (независимо от цвета автомобиля) воздухозаборником – отличительная черта всех Dodge Challenger в спортивной версии T/A
Pontiac Firebird
Pontiac Firebird
Amc Big Bad Amx
Amc Big Bad Amx
В Oldsmobile Tornado 66-го года спидометр представлял собой вращающийся барабан с нанесенными цифрами. Неподвижная красная черта заменяет привычную стрелку. Эдакий самолетный высотомер
В Oldsmobile Tornado 66-го года спидометр представлял собой вращающийся барабан с нанесенными цифрами. Неподвижная красная черта заменяет привычную стрелку. Эдакий самолетный высотомер
В 1969 году Chevrolet выпустил самый красивый Camaro за всю историю этой модели
В 1969 году Chevrolet выпустил самый красивый Camaro за всю историю этой модели
Mustang Convertible
Mustang Convertible

Pony Cars
К muscle cars вплотную примыкают так называемые pony cars. Эти машины более компактны (правда, по американским меркам компактные автомобили по размерам где-то на уровне 21-й “Волги”), более дешевы и менее спортивны по сравнению с muscle car.


Кому первому пришла идея заработать деньги на относительно дешевых и небольших автомобилях с мощными моторами, вопрос спорный. Принято считать, что идея принадлежит Ли Якокке, идейному вдохновителю Ford Mustang.
 

Но на самом деле в 1964 году, когда Mustang уже готовился к презентации, корпорация Chrysler первой предложила подобие “пони-кара”. За основу был взят компакт Plymouth Valiant. Конструкторы компании умудрились установить в этот относительно небольшой автомобиль 235-сильный V8 двигатель, который разгонял машину с 0 до 60 миль/ч за 8 с.  Дизайнеры в свою очередь подправили переднюю часть кузова, добавили большое гнутое заднее стекло, а полученный результат, за схожесть с рыбой, назвали  Barracuda.


Когда по стране уже вовсю колесили автовозы с Barracuda, американской публике был представлен Ford Mustang. Автомобиль в ходе разработок носил совсем другое имя – Cougar (пантера). Предпочтение названию Mustang было отдано лишь перед запуском машины в серию. Но Mustang не стоит ассоциировать со свободолюбивым диким животным. Свое имя он получил за схожесть с истребителем  Р-31 Mustang времен Второй мировой войны. Соответствующий знак в виде галопирующего коня был разработан, исходя из названия.
Изначально машина предлагалась в двухместном варианте, в кузове седан и кабриoлет. Стартовая цена была объявлена на отметке – $2400. Чуть позже начали выпускаться четырехместные аналоги.


Автомобиль покупателям очень приглянулся, ведь на смену, уже порядком приевшихся, кораблеподобным вальяжным седанам пришел довольно компактный и юркий автомобиль, который был доступен даже малоимущим гражданам.


У руководителей корпорации Ford был просто эмоциональный шок, ведь уже в первые часы(!) презентации компания получила более 22 000 заказов на автомобиль – это при том, что годовые планы  были на уровне 100 000. С каждым днем ажиотаж только нарастал. Особо упорные покупатели нередко ночевали в только что выставленных на продажу машинах, дабы не позволить купить их кому-нибудь  другому.


Ни при Barracuda, ни при Mustang понятия pony car не было, зато начинал набирать обороты класс “мускулистых”.  Между тем соперники не считали Ford Mustang полноценным “мускулистым”  автомобилем из-за его небольших размеров. Вот тогда и родилась идея pony cars – “пони-автомобили”. Так стали называть спортивные автомобили “мустанговского” размера.
 

Основной секрет успеха Ford Mustang  заключался в том, что под одной и той же броской оболочкой могли скрываться  совершенно разные и по цене и по  характеру автомобили. От псевдоспортивного “компакта” (2,8 л 100 л. с.) едва набиравшего 140 км/ч, до “монстра”  оснащенного мотором 4,7 л (271 л. с.).  Он легко преодолевал отметку 200 км/ч,  а до заветных 60 миль разгонялся  за 7 с.
Как известно, американцы любят грохочущие моторы, устрашающий внешний вид и все такое. Потакая желаниям  публики, Ford решил попробовать счастья вместе с Кэролом Шэлби, который творил чудеса в автоспорте.
И в 1965 году появился легендарный Shelby Mustang GT350 с 4,7-литровым V8, форсированым до 300 л. с.


Но и это был не предел. GT500 в обвесе “Элеонор” был вершиной стараний  Кэрола. Это именно та “Элеонора”, которая чуть не стала камнем преткновения Николаса Кейджа в фильме “Угнать  за 60 секунд”. Автомобиль легендарный и сейчас, что тут говорить. Чтоб не быть  голословным – оригинальные GT500  Shelby в США стоят около $150 000.


Еще один типичный представитель  пони-кар – Dodge Challenger, – предложенный как более дешевая альтернатива Charger. Challenger построили на  платформе самого первого пони-кара Plymouth Barracuda только в 1970 году.  Автомобиль сразу же приобрел огромную популярность, в большей степени  из-за 425-сильного двигателя Hemi.  Были варианты и попроще. Например,  самый скромный мотор развивал всего 275 лошадок.


По аналогии с Charger его меньший  собрат тоже предлагался в R/T версии и T/A версии.


T/A (Trans Am) – это копия автомобиля, созданного для гонок. Эта версия отличалась от остальных Challenger капотом  с черным (независимо от цвета автомобиля) воздухозаборником, прямоточной выпускной системой, улучшенной подвеской, более широкими шинами и виниловой декоративной графикой на кузове. Интерьер был абсолютно идентичен версии R/T. Получился своего рода римейк Daytona, только в исполнении Challenger.


Кстати о воздухозаборниках. Многие производители использовали систему ram air (“перформанс”). Принцип ее работы таков: воздухозаборник, который обычно размещался на капоте, был герметично соединен с впускным коллектором двигателя. Благодаря этому, на большой скорости набегающий поток воздуха создавал в воздухозаборнике повышенное давление, и система работала как инерционный наддув, что давало неплохую прибавку мощности. Однако, из-за шумности систему вскоре запретили.


Когда Ford продал миллионный  Mustang, GM тоже начал проявлять интерес к этому сегменту рынка. Не особо мудрствуя, они пошли уже проторенным путем. Взяли Chevy Nova, удлинили капот, утончили нос, увеличили колесные арки (позже сделали их квадратными), “приземлили” силуэт и вот вам, пожалуйста, спортивный облик, который, между прочим, почти в первозданном виде просуществовал целых 25 лет. Сложнее было другое – выбрать имя. Было много  предложений, но в конце концов было представлено – Camaro.
В первый же год выпуска Camaro был выбран как машина сопровождения  на американских национальных гонках  Indianapolis 500, что говорит о признании и высокой оценке.


Среди других пони-автомобилей, которые были на слуху, можно еще выделить Firebird.


Пони-кары соревнуясь друг с другом в мощности – незаметно прибавляли в размерах, ведь мощные моторы требуют соответствующего подкапотного пространства. В результате многие “пони” перешли в muscle-класс.
Типичный пример: Barracuda образца 70-х гг. настолько “раздулась” по сравнению с первыми моделями, что в итоге даже сменила имя на 'Cuda, дабы формально стать полноправным muscle car. К мускулистым зачастую относили “заряженные” версии pony car. Примеры: Chevrolet Camaro (версии SS и Z28), Ford Mustang (только GT и Boss).


Эпоха “пони” тоже была скоротечна и печальна. Закончилось все уже по стандартному шаблону для американского автомобиля: экология, топливный кризис, экономия, высокие страховки и т. д.