Автомобили-амфибии

В 1960 году Бен и Элинор Карлин на таком Ford GPA пересекли Атлантический океан Первый серийный гражданский автомобиль-амфибия – Amphicar
В 1960 году Бен и Элинор Карлин на таком Ford GPA пересекли Атлантический океан Первый серийный гражданский автомобиль-амфибия – Amphicar
В 1960 году Бен и Элинор Карлин на таком Ford GPA пересекли Атлантический океан Первый серийный гражданский автомобиль-амфибия – Amphicar
Армейский автомобиль-амфибия, построенный на базе Kdf-Wagen
Армейский автомобиль-амфибия, построенный на базе Kdf-Wagen
Hobbycar
Hobbycar
Гребной винт Amphicar располагался по-корабельному и не убирался во время движения по суше
Гребной винт Amphicar располагался по-корабельному и не убирался во время движения по суше
Первый серийный гражданский автомобиль-амфибия - Amphicar
Первый серийный гражданский автомобиль-амфибия - Amphicar
Первая серия из ста автомобилей Aquada получит название Bond, в честь известного киногероя, любившего такую технику
Первая серия из ста автомобилей Aquada получит название Bond, в честь известного киногероя, любившего такую технику
CAMI Terra Wind. Некоторые производители заставили "плавать" даже автобус
CAMI Terra Wind. Некоторые производители заставили "плавать" даже автобус
Watercar на воде
Watercar на воде
Dutton Commander, построенный на базе Suzuki Samurai. На амфибию устанавливали либо 1,3-литровый бензиновый двигатель мощностью 80 л. с., либо 1,5-литровый дизель, развиваемый 86 л. с.
Dutton Commander, построенный на базе Suzuki Samurai. На амфибию устанавливали либо 1,3-литровый бензиновый двигатель мощностью 80 л. с., либо 1,5-литровый дизель, развиваемый 86 л. с.
В Венеции можно встретить плавающие автомобили, сделанные из дерева. Ливио Де Марчи делает копии известных машин
В Венеции можно встретить плавающие автомобили, сделанные из дерева. Ливио Де Марчи делает копии известных машин

Создание универсального транспортного средства, способного свободно перемещаться по асфальту, бездорожью, воде и воздуху, пожалуй, мечта многих инженеров. Но, какие бы возможности для этого не открывались, встретить машину со всеми вышеперечисленными характеристиками сегодня вряд ли удастся. А вот гибриды, совмещающие несколько типов транспортных средств, на автомобильном рынке периодически появляются. И пускай их количество невелико, они все равно достойны отдельного внимания.

Одним из таких является автомобиль, который способен перемещаться как по суше, так и по воде. Первая попытка создать подобное транспортное средство была предпринята Оливером Эвансом еще в 1805 году. Тогда американский изобретатель показал машину с лодочным пропеллером. Вот только на практике, справлялась она лишь с задачами перемещения по воде.

Полноценные амфибии появились почти сразу же после создания первого автомобиля. В 1899 году в Дании был построен Magrelen Amphibium, способный передвигаться как по воде, так и по суше.

В последствии амфибии создавались разными изобретателями, но все это были единичные экземпляры. По-настоящему заинтересовались симбиозом автомобиля и лодки лишь во время Второй мировой войны. В 1938 вермахт поручил Фердинанду Порше построить на базе Kdf-Wagen (в последствии Volkswagen Beetle) универсальную версию, более удобную чем мотоциклы с коляской, для восточного фронта. Так с 1940 по 1944 год с конвейера завода Volkswagen сошли 14 283 амфибии. Мощность двигателя этого плавающего автомобиля составляла 25 л. с. Максимальная скорость на воде не превышала 10 км/ч, зато на суше он наверстывал упущенное. Благодаря полному приводу автомобиль-амфибия обладал отличной проходимостью, а на асфальте способен был разогнаться до 80 км/ч. Немецкие солдаты его называли просто Schwimmwagen (в переводе с немецкого – плавающий автомобиль).
Разумеется, в то время подобные плавающие автомобили создавались не только в  Германии. В СССР, США также производились разные автомобили такого типа. Война диктовала свои правила, и конструкторы наделяли плавучими свойствами почти все, что двигалось по земле: танки, бронетранспортеры, вседорожники, грузовики и т. д.

Только в 1960 году в Германии был создан сугубо гражданский автомобиль-амфибия, получивший название Amphicar. В это время по всему миру в самом разгаре была мода на универсальные, совмещающие в себе несколько качеств автомобили. Изобретение было оценено покупателями. И Amphicar стал первым гражданским серийным автомобилем-амфибией.

Характеристики Amphicar были не очень впечатляющими, но для того времени этого было достаточно. Двигатель с рабочим объемом 1,2 л и мощностью 43 л. с. находился сзади (в корме). Момент гребному винту передавался через раздаточную коробку. По воде Amphicar способен был разогнаться до 12 км/ч. На суше максимальная скорость составляла 112 км/ч. Продано таких автомобилей за время производства было около 3 800 единиц. К концу 60-х спрос на эти плавающие автомобили снизился, и их производство было прекращено.
В 1970 году на этом рынке появилось новое имя – Тим Даттон. Модели, выпускаемые небольшим заводом под маркой Dutton, представляли собой набор деталей, из которых покупатель мог самостоятельно собрать, как конструктор, автомобиль-амфибию. В последствии Даттон стал одним из крупнейших производителей в этой области. В 1989 году он продал компанию и остался в ней лишь консультантом, а спустя шесть лет он снова вернулся к производству автомобилей-амфибий.

С 1992 по 1995 год не менее удачным, чем Amphicar, стал французский проект Hobbycar. Эта амфибия, укомплектованная турбодизелем с рабочим объемом 1,9 л, могла перемещаться по суше со скоростью 150 км/ч, в воде при помощи двух водометов могла идти до 9 км/ч. Корпус автомобиля изготавливался из композитных материалов. Кроме своих возможностей перемещаться по воде, гидропневматическая подвеска с регулируемыми амортизаторами позволяла приспосабливаться к различному типу поверхности.

В последнее время, после затишья на рынке плавающих автомобилей, снова наметилось движение. Почти одновременно несколько фирм решили создать подобные плавающие автомобили. К таким разработкам можно отнести Watercar и Aquada.

Watercar внешне схож с Chevrolet Camaro. И это не случайно, так как для создания амфибии за основу был взят этот автомобиль, существенно измененный в конструкции. Изготовлен корпус из стекловолокна, а рама – из стали. Автомобиль лишился крыши, увеличились колесные арки, чтобы колеса могли прятаться во время движения по воде. Для лучшего глиссирования нос удлинен на 20 см, а днище выполнено V-образной формы.

Ходовая, для перемещения по суше, позаимствована у Corvette 1986 года выпуска. Изменениям подверглись разве что обоймы подшипников, где появились специальные ниппели для впрыскивания водостойкой смазки, и на каждой стойке добавился гидравлический привод, убирающихся  колес в кузов автомобиля.

Двигатель достался от Subaru WRX (2,5 л, 300 л. с.). На суше автомобиль передвигается при помощи полноприводной транс-миссии, а на воде тягу создает насос-водомет Berkeley. Специальная раздаточная коробка способна передавать крутящий момент либо колесам, либо насосу, либо обоим одновременно. Такой режим необходим при выезде из воды.

Цена такой игрушки немаленькая. Watercar обойдется желающим в 150 000 у. е.
Другой, наиболее перспективной, разработкой в этой области является Gibbs Aquada, созданная английской компанией Gibbs Technologies.
На ее создание ушло более десяти лет и 100 миллионов долларов. Проектирование Aquada началось еще в 1997 году, и только через 10 лет был показан автомобиль.

Aquada имеет 6-цилиндровый двигатель от Land Rover Freelander, мощностью 175 л. с. (2,5 л), который способен разогнать автомобиль-амфибию на воде до скорости 55 км/ч, а на суше до 175 км/ч.

При движении по земле передача крутящего момента от двигателя осуществляется на заднюю ось. При движении по воде задняя ось отключается автоматически. Преобразуется Aquada из автомобиля в плавучее средство передвижения всего за 5 с. Заезжая в воду, специальные сенсоры определяют положение автомобиля в воде, и после достижения определенного уровня, колеса убираются в специальные ниши, тогда отключается рулевое управление, предназначенное для езды по суше. Управление на воде осуществляется при помощи водомета.

Стоимость этого автомобиля также впечатляет – 85 000 у. е.
И все же, несмотря на то что многие воспринимают такие изобретения как игрушки, 2/3 нашей планеты занимает как раз вода, а не суша. Так что, может, автомобили-амфибии со временем перейдут из разряда автоэкзотики в обычные транс-портные средства. Вот только для этого производителям необходимо сделать их более доступными.