Анталья – Турецкая ривьера

Анталья считается туристической столицей турецкого Средиземноморья
Анталья считается туристической столицей турецкого Средиземноморья
Анталья считается туристической столицей турецкого Средиземноморья
Воды водопада Лара сливаются с морем...
Воды водопада Лара сливаются с морем...
Водопад Курсунлу
Водопад Курсунлу
Горная река каньона Гейнюк
Горная река каньона Гейнюк
Неведомый Аспендос
Неведомый Аспендос
Аспендос - самый большой амфитеатр в этой части Турции
Аспендос - самый большой амфитеатр в этой части Турции
Древний амфитеатр
Древний амфитеатр
Церковь Св. Николая
Церковь Св. Николая
Бухта Какова
Бухта Какова
Мира
Мира

Анталия. Именно эту землю Юлий Цезарь назвал раем на земле. А для наших современников именно это название часто ассоциируется с отпуском, так как Анатолийская Ривьера – самое популярное место отдыха в Турции для укаринских туристов.

Анталья считается туристической столицей турецкого Средиземноморья. По оценкам ЮНЕСКО этот район признан одним из самых экологически чистых мест на планете. А купаться здесь можно с марта до конца ноября. По этой причине, найдя несколько свободных дней в конце сентября, мы решили провести их в Анталии. 

Расположен город Анталия в самом сердце южного побережья Турции в прекрасном заливе, носящим то же имя, что и сам город. Исторический центр старого города называется Калеичи (Kaleichi) ("внутри крепости"), расположен вокруг древней римской гавани. Один из символов города – Ворота Адриана, воздвигнутые в честь посещения города римским императором Адрианом в 130 г. до н. э. Ворота ведут в город, а точнее – в два города, так как Анталья состоит из "старого города" с деревянными домиками и живописными уголками и "нового города" с современными зданиями и инфраструктурой.

В Анталье много древних памятников, из которых особенное внимание стоит уделить символу Антальи, построенному турками-сельджуками, – минарету Йивни (Yivli Minare) – ХI в., 37 м высотой. Также стоит посетить мечеть Эски Джами (Eski Camii), построенную по образцу византийской церкви в 1373 г., бывший Монастырь "танцующих дервишей" (дервиш – мусульманский аналог монаха, аскета) Мевлевихане (Mevlihane) с выставкой современного искусства, который был разрушен в свое время молнией, Срезанный минарет и потрясающий водопад Лара (Lara), воды которого впадают в море...

Анталия – довольно большой город, и, для того чтобы посмотреть все его достопримечательности, без помощи автомобиля не обойтись. Не говоря уже об окрестностях, которые необыкновенно насыщены древними городами и неповторимыми природными уголками. Так что сама судьба велела нам взять напрокат автомобиль и получить свободу выбора одновременно со свободой передвижения.

Во время поездок по самой Анталии, мы сразу же почуствовали турецкий колорит: нехватка дорожных указателей заставила побывать на некоторых улицах по два и даже три раза. Во многих частях города действительно не оказалось даже указателей движения в центр или в порт. Кроме того, популярные в Европе места получения информации – АЗС, в Турции не настолько эффективны, как могли бы быть. Помимо того, что далеко не все турки говорят на каком-либо другом языке, кроме турецкого, у многих из них возникают проблемы с чтением дорожных карт.

Так, например, на одной АЗС, для того чтобы ответить на банальный вопрос "где центр?" и показать нам направление движения, турку средних лет пришлось позвать на помощь определенную часть персонала. В итоге нам пришлось языком жестов объяснять им, в каком именно районе города находится их АЗС и все мы, а также, где именно центр. Спустя минут 10-15 абсолютно непродуктивной для нас, но познавательной для турков беседы на тему "дорожные карты и как ими пользоваться", мы с третьего раза смогли выбраться из данного закоулка Анталии.

Кроме того, некоторые дорожные знаки в Анталии навевают на воспоминания об Иване Сусанине и его забавах. Особенно возле туннелей, которых в Анталии множество. В частности, знаки не информируют, что подразумевается под указателем движения налево: съезд в туннелль или поворот налево после туннеля. Поэтому искать нужный ответ приходилось путем проб и ошибок.

Аренда автомобиля за границей дает несравненную свободу передвижения: это возможность посмотреть многое, скрытое от глаз приезжих, посетить укромные живописные уголки и исторические места. Кроме того, это свобода не только передвижения, но и свобода личного времени.

Аренда автомобиля в Турции

Взять напрокат малолитражный автомобиль в Турции можно с 19 лет.
В каждом курортном городке страны множество компаний, которые предлагают взять автомобиль в аренду. Для этого необходим лищь загранпаспорт и водительские права. В некоторых агентствах могут также попросить предъявить кредитную карточку либо оставить залог наличными (от 100 до 500 долларов), который отдают после возврата автомобиля.

Если же на автомобиле появились существенные изменения (царапины, вмятины), из залога высчитывается сумма, необходимая на ремонт.
Так, например, в той фирме, где мы брали напрокат автомобиль, ее владелец сделал лишь копию прав и паспорта. Вместе с тем, он рассказал нам, что периодически требует у клиентов предъявить кредитную карту и снимает с нее ксерокопию, а также берет денежный залог за автомобиль. В основном такой подход у него к молодежи и особо "наглым типажам".

Беря автомобиль напрокат, обязательно нужно убедиться в наличии страховки на транспортное средство, на водителей и пассажиров. В Турции прокатные автомобили страхуют по системе КАСКО, которая распространена и у нас.

Передавать управление автомобилем лицам, не внесенным в полис (их можно записать до пяти человек), запрещено. В случае нарушения этого требования, страховка будет недействительна. Страховка также недействительна, если ДТП было совершено в состоянии алкогольного опьянения (в Турции с этим очень строго – все же мусульманская страна), при превышении скорости более чем на 20 км/час или в том случае, если в течение 48 часов после какого-либо негативного происшествия с автомобилем, водитель не связался с автопрокатной компанией. Об этом предупреждают при аренде автомобиля.

Что касается оплаты штрафов, то одни водители говорят, что турецкие полицейские взяток не берут и за полсуммы не отпускают, а другие – что берут и при этом можно торговаться.

Кстати, выбирая автомобиль, не лишним будет проверить наличие зеркал, запаски, магнитолы, работу фар дальнего и ближнего света и т. д. Неплохо прокатиться немного (вместе с работником компании) и посмотреть, как "ведет себя" автомобиль на дороге. Мы, например, не обратили внимания на работу приборной панели, в результате чего оказалось, что в вечернее время вообще не было видно, с какой скоростью мы едем.

Как правило, в баке арендованного автомобиля оказывается такое количество бензина, которое позволяет доехать до ближайшей заправки. Поэтому  стоит сразу уточнить, где поблизости находятся пункты АЗС.
С АЗС в Турции проблем нет: они расположены повсеместно на трассах с интервалом в 10 км.

Что касается стоимости аренды, то чем на больший срок арендуется автомобиль, тем на большую скидку можно рассчитывать. Так, например, если срок аренды составляет 4-5 дней, скидка на 20-25% вполне приемлема. Если срок аренды больше – увеличивается и скидка. Только не надо забывать торговаться, так как в Турции торгуются все и везде.

В частности, начальная цена за аренду самых распространенных в прокатных компаниях автомобилей – Honda Accent, Ford Focus, Fiat Palio, Ford Fiesta и Fiat Albea, Opel Vectra, Chevrolet Lacetti и Kalos, Toyota Corolla, Renault Clio, BMW  – в Анталии и ее окрестностях составляет 40-50 евро. Это значит, что, поторговавшись, и взяв автомобиль более чем на два дня, можно рассчитывать на 35-30 у. е. в сутки. Все автомобили "не старые" – около 5-6 лет.

Мы остановили свой выбор на автомобиле Fiat Palio с начальной стоимостью 40 евро в сутки, и с торгом – 35. На спидометре 5-летнего "малыша" оказалось 190 000 км пробега: поработал трудяга...

Особенности турецких дорог

Дороги в юго-западной Турции и в туристических центрах отличаются высоким качеством. Скоростные ограничения в городе – 50 км/ч, за городом – 90 км/ч. Движение правостороннее, но на практике движение часто осуществляется по середине дороги без всякого соблюдения полос. Местные водители часто игнорируют ПДД. Будьте готовы к неожиданным остановкам и резким маневрам, совершаемым без предупреждающих сигналов. Избегайте поездок ночью и в сумерках (турки часто ездят без огней и могут останавливаться прямо посреди дороги), а также во время дождя или снегопада. Также снижается безопасность движения во время Рамадана и других религиозных праздников. Пешеходы часто перебегают дорогу, словно не замечая движущегося транспорта.

Кроме того, местные водители любят поворачивать не по правилам движения, а по настроению. Нам несколько раз попадались водители, которые начинали поворот за несколько сотен метров с выездом на встречную полосу. Сначала это обижало. Но, спустя несколько часов путешествия, завидев автомобиль, движущийся нам на встречу и по нашей полосе, мы понимали, что турок просто собирается повернуть...

Так же, как и в Украине, разницы в дорожных знаках практически никакой нет. Единственное различие в дорожных знаках – "Обгон запрещен". В Турции  – это два легковых автомобиля, один из которых перечеркнут красной линией.
А вот знаков, ограничивающих скорость, на турецких дорогах гораздо меньше, чем у нас. Поэтому если на хорошей дороге стоит ограничение 50 или 30 км/час, полиция с радаром не заставит себя долго ждать.

Из Анталии можно отправиться в однодневные поездки в древние города Ликия (Lykia), Памфилия (Pamphylia), Термессос  (Termessos), Перге (Perge), Аспендос (Aspendos), Сиде (Side), Фезелис (Fhaselis), Олимпос (Olimpos), Мира (Mira). Кроме исторических достопримечательностей, в окрестностях Анталии масса живописных и уникальных мест с первозданной природой. Например, водопады Дюден (Duden Falls), Курсунлу (Kursunlu), Мнавгате (Manavgat) и озеро Нилуфер (Nilufer).

Первыми в нашем списке запланированных этапов путешествия  значились водопады. Они находятся недалеко от города: до знаменитых водопадов Дюден всего 14 км на северо-восток от Анталии. А Курсунлу и озеро Нилуфер находятся в 18 км от Анталии и примерно в 10 км от Дюданбаси. 

Направление движения – указатели "Аэропорт", а также направление города Испарта. Проехав аэропорт, путеводной звездой становятся дорожные знаки с надписью Испарта (Isparta), после чего следует обращать внимание на знаки коричневого цвета с надписью Kursunlu (Курсунлу) – то есть название водопада.
Найти Курсунлу не составило сложности, так как дорога с указателями вывела прямо к водопаду.

Первые сложности у нас возникли после съезда с основной трассы, следуя указателю "Duden". Как оказалось, эта надпись может быть не только на знаках, но и на каких-то непонятных щитках, дощечках и т. п. Кроме того, дорога начинает петлять среди "затерянного турецкого мира", отчего постоянно возникают сомнения в правильности выбранного пути. А за несколько сотен метров до водопада, вообще нет никаких указателей. Поэтому нам пришлось сделать "круг почета" и обнаружить водопады с противоположной от ожидаемой стороны. Однако при виде водопадов, сложности дороги оправдались с процентами....

Каньон Гейнюк

Еще одно удивительное природное творение – Каньон Гейнюк (Goynuk) – место с чудесными водопадами и огромной горной рекой. Он находится в стороне города Кемер (Кemer), а направление движения – указатель Goynuk. Следуя в каньон, нужно также быть внимательными, так как указатели нахождения каньона часто самодельные, в результате чего нужный поворот можно пропустить. Причем указатели данного направления будут встречаться на разных языках, в том числе и на русском, но преимущественно на них будет написано не каньон, а водопад на английском – waterfall. Следует приготовиться к тому, что к самому каньону дороги нет: автомобиль придется оставить за 2 км до водопадов и преодолеть этот участок по горной дороге пешком. Вознаграждение за получасовую пешую прогулку будет потрясающим – горная река с множеством водопадов и пещер, с чистейшей водой, температурой примерно 19-20 градусов, что вполне приемлемо для купания. Единственный минус – то, что по дороге абсолютно отсутствуют кафе или магазины, так что воду и еду нужно брать с собой.

Древний город Перге

Основные же исторические достопримечательности сосредоточены в окрестностях города: это древние города Перге (334 г. до н. э.), где сохранились античный театр и стадион Аспендос с множеством красивейших сооружений, в том числе театр-дворец архитектора Зенона (II в. до н. э.) и арочный римский акведук*, Олимпос, Фазелис, Сиде.

Перге находится примерно в 25 км от водопадов, но чтобы туда попасть, нужно вернуться на главную дорогу и следовать по указателям "Alanye". Гавное не пропустить указатели "Perge", как это сделали мы, так как их всего два, они невзрачны и находятся в нескольких метрах друг от друга. Дальше пришлось следовать все тем же разнообразным щиткам с надписью "Perge". Наградой за терпение и навигаторские способности стал древний город...

Перге возник перед нами, как бы внезапно. Еще несколько минут назад ничего не предвещало, что появятся руины самого грандиозного турецкого античного города Средиземноморья. Кстати, его основали бежавшие из поверженной Трои греки-ахейцы. В 329 г. до н. э. в Перге вступил Александр Македонский. К этой эпохе относится большая часть построек города: улицы с остатками храмов, термы, театр, гимназия и стадион, который сохранился лучше всех древних стадионов мира.

Самый значительный монумент Перге – Южные ворота с гигантскими круглыми башнями.

Аспендос

Следующий пункт нашего назначения – Аспендос.

Аспендос находится в 46 км от Анталии. В V веке до н. э. в Аспендосе уже чеканили свою монету. Важнейшая, сохранившаяся до наших дней, достопримечательность Аспендоса – римский амфитеатр, который начали строить в 200 году до н. э. и который считается самым большим из сохранившихся в этой части Турции. 
Этот театр также известен своей поразительной акустикой – звон брошенной на арене монеты слышен на самых верхних рядах (их общее число – 39).

По перимерту верхней стены находятся пещерные комнаты, некоторые из них настолько глубоко уходят в стены, что на короткое время попадаешь в кромешную темноту.

За театром расположены булевтерий*, портал базилики и нимфей с обращенным к площади западным фасадом. В северо-западном направлении от города расположены останки римского акведука, длина которого некогда равнялась 40 км. Почему-то это место показывают не все экскурсоводы, и видят его не все туристы. Узкая, местами заросшая тропинка вывела нас к величественным руинам древнего города. Какое-то время мы оказались здесь совершенно одни: людей не было вообще... Наверное, это был самый мистический момент нашего путешествия. Ведь, как правило, в таких местах всегда полно народа. А в Аспендосе, как будто остановилось время: были только мы, древний город и его дух...

Нарушил тишину этого необыкновенного места какой-то странный звук: будто кто-то ударял одним камнем о другой. Найдя источник звука, мы увидели двух черепах, которые выясняли отношения битьем об панцыри. Такое увидишь не часто, особенно в местах посещаемых туристами...

*Акведук (от лат. aqua – вода и ducere – веcти) – водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.
**Булеветерий – государственный совет в античных городах-государствах, осуществляющий контроль и исполняющий различные политические и административные функции. Совет заседал в специально предназначенных булевтериях.

Сиде

В 75 км севернее Антальи расположен один из наиболее оживленных курортов юга Турции – Сиде. Одновременно это и  "живой музей под открытым небом", поскольку город пережил ни одно поколение завоевателей, и почти все они оставили память о себе в виде тех или иных архитектурных памятников.

Наиболее интересен амфитеатр римской эпохи – единственный из хорошо сохранившихся в Анатолии. Он уступает по размерам римскому Колизею, но, тем не менее, на его 58 рядах с успехом могли разместиться 17 тысяч зрителей. На его арене происходили бои гладиаторов, схватки хищников, а порой арену наполняли водой и устраивали настоящие морские баталии. Несколько землетрясений, произошедших здесь в прошлом, привели к упадку города, но не смогли уничтожить памятников древности – римский амфитеатр, храм, акведук, византийские бани, статую императора Веспасиана и другое.

На юге Сиде сохранились развалины храма Аполлона, древнегреческого покровителя солнечного света и предводителя муз. Может быть благодаря ему в Сиде почти всегда светит солнце.

Сиде нас поразил обилием исторических достопримечательностей в сочетании с красотой природы, а также сочетанием прошлого и настоящего. Например, парковки в Сиде находятся прямо среди развалин древнего города. Правда, соблазн припарковаться между древнегреческими колоннами может стоить эвакуации автомобиля, так как парковка разрешена не везде, и нужно быть внимательными. Кстати, парковка в исторических местах Турции относительно не дешевая: от 2-х евро до 5 евро в час. 

Фазелис, Демре, Мира

Для того чтобы попасть в следующие живописные и исторические места, нам пришлось вернуться в Анталию, после чего продолжить свое путешествие в противоположном направлении: Олимпус, Фазелис, Демре, Мира.

Выезжая из Анталии в этот раз, нашими ориентирами были указатели направления г. Кумлука (Kumluсa) и г. Мира (Mira). От Анталии до Фаселиса, например, всего 18 км, а до Олимпоса – 40 км. В этом же направлении находится древний город Мира и церковь, в которой служил священником Святой Николай.
Поворот на Фаселис и Олимпос указывают несколько указателей, с расстоянием 200-300 м друг от друга. Так что пропустить повороты сложно.

Древний город Фаселис, основанный в начале VI века до н.э. в трех небольших, но удивительно живописных бухтах, на территории которых сегодня открыт Национальный парк.

Первое, что бросается в глаза в Фаселисе – акведук, возведенный когда-то из золотистого известняка и затененный сегодня соснами. Дорогу, выходящую к южной бухте, украшают ворота, построенные в эпоху правления императора Адриана. В Фаселисе находился храм Афины, в котором хранилось копье легендарного Ахиллеса. А по одной из легенд именно здесь похоронен Александр Македонский.

Следующий поворот с главной дороги – в Олимпос, который находится у подножья одноименной горы – Олимпос. Этот город был основан в III веке до н. э. и был центром поклонения Гефесту. Кроме того, это единственная в мире гора, на вершине которой 365 дней в году горит естественный огонь. Именно поэтому эта гора получила название Олимпос – огонь. Происхождение его объясняется выделением с поверхности горы газа, который постоянно меняет места своего выхода наружу, что каждый год изменяет очаги пламени.

Античная Турция находилась в основном на территории древней малоазиатской провинции Римской империи, называемой Ликией. Одним из ее городов является современный Демре (Demre), носивший ранее название Мира. Именно здесь находится церковь Святого Николая Чудотворца – покровителя моряков, бедняков и детей.

До Демре от Олимпоса примерно 100 км, и дорога сюда прямая, правда, на пути встречаются несколько городков, проезжая через которые, следует придерживаться указателей "Demre". В этом городе в IV в. был епископом любимый на Руси святой Николай Чудотворец. На месте собора, в котором он служил, в VII в. построена церковь Св. Николая, которая стала местом паломничества всех христиан.

С 300 года н. э. до самой смерти в 325 году н. э. этот реально живший человек служил епископом в Мире и был похоронен в церкви византийского происхождения. Позднее она была названа его именем. После целого ряда подобных чудесных исцелений, Мира стала местом паломничества. В церкви находится знаменитый "коридор грешников". Известно, что по этому коридору епископ водил прихожан, которые там очищались от грехов.

Кроме того, каждый год в декабре здесь проходит церемония поминования Санта Клауса, привлекающая многочисленных туристов. В скалах над городом сохранились захоронения времен Ликийского царства.

Недалеко от церкви Св. Николая, на склоне горы, находится некрополь. С первого взгляда его можно принять за скальный город. Но это место последнего пристанища богатых жителей древней Миры. Многочисленные гробницы некрополя – самые уникальные на территории всей Турции, они выдолблены прямо в горе. К скалам с некрополем примыкает древний греко-римский амфитеатр. Он вмещал до 15 тысяч зрителей. При этом каждое место на каменных скамьях имело свой номер, выбитый примерно на уровне колена, и во время представлений публика рассаживалась, как говорится, "согласно купленным билетам".

За Демре дорога снова ведет к морю. Здесь автомобиль нам пришлось поменять на яхту, чтобы  посмотреть затонувший древний город Какова (Кekova). В результате землетрясения город почти целиком ушел под воду, но его развалины просматриваются не только на берегу, но и на небольшой глубине. Яхта медленно двигалась вдоль берегов и островков. И на берегу, и в воде – везде видны руины. Правда, несмотря на заверения гидов о том, что подводные руины хорошо просматриваются, их видно плохо....

Во время экскурсии по морю, яхта бросила якорь возле берега, предоставив нам возможность искупаться и насладиться морем.

Как обычно обратный путь был немного грустным, но вместе с тем у нас осталась масса незабываемых впечатлений и воспоминаний...

Надеемся, наши советы вам пригодятся – ведь курортный сезон в Турции длится до середины ноября.