Alfa Romeo 8С 2900В: скорость и элегантность

В 1936 году появился первый спортивный 8C 2900, в том же году выигравший самые престижные соревнования
В 1936 году появился первый спортивный 8C 2900, в том же году выигравший самые престижные соревнования
В 1936 году появился первый спортивный 8C 2900, в том же году выигравший самые престижные соревнования
Lungo – вариант с длинной базой...
Lungo – вариант с длинной базой...
… и Corto - короткобазный вариант с открытым кузовом
… и Corto - короткобазный вариант с открытым кузовом
Для любителей скорости и роскоши предлагался кабриолет
Для любителей скорости и роскоши предлагался кабриолет
Для участия в престижной гонке "Милле-милья" 1938 года была изготовлена специальная версия 8C 2900
Для участия в престижной гонке "Милле-милья" 1938 года была изготовлена специальная версия 8C 2900
Alfa Romeo 8С 2900В, участвовавший в драматической гонке "24 часа Ле-Мана", имел потрясающие аэродинамические характеристики
Alfa Romeo 8С 2900В, участвовавший в драматической гонке "24 часа Ле-Мана", имел потрясающие аэродинамические характеристики
Технические характеристики
Технические характеристики

Этот автомобиль является самым большим и быстрым довоенным творением компании Alfa Romeo. Модель  8С 2900В воплотила в себе все самые лучшие разработки того времени, сделав автомобиль мечтой любого ценителя раритетов. Ведь в Alfa Romeo 8С 2900В конструкторам удалось найти баланс между массой, скоростью и элегантностью, который для того периода автомобильной истории с ее жестким бескомпромиссным автоспортом оказался близким к идеальному. Поэтому модель 8C 2900В многие абсолютно заслуженно называют наиболее совершенным и красивым спортивным автомобилем в мире.

В 1920-х годах после упадка, вызванного Первой мировой войной, начинает возрождаться автомобильный спорт. Alfa Romeo переключается на создание автомобилей преимущественно для гонок. Сулившие огромные возможности для рекламной деятельности спортивные мероприятия заставляют руководство компании переманить из Fiat конструктора Витторио Джано. Вместе с гонщиком Энцо Феррари, представлявшем Alfa Romeo на соревнованиях, они ставят перед собой задачу  построить автомобиль, непобедимый в гонках.

Витторио Джано оправдывает надежды руководства Alfa Romeo на все сто. В середине 1920-х годов ему удается создать первый 8-цилиндровый двигатель с двумя рядами клапанов Р2. Они отличались хорошими показателями и невероятной надежностью. Чуть позже конструктор применил интересное решение – разделил рядный  8-цилиндровый силовой агрегат на два блока по четыре цилиндра в каждом. Тем самым был получен двухмоторный автомобиль.  До середины 1930-х годов с автомобилями Alfa Romeo на гоночной трассе конкурировать никто не мог – они выигрывали все возможные спортивные состязания.

Однако к тому времени с призовых мест лидера начинают теснить компании Mercedes-Benz и Auto Union, автомобили которых имели 4-литровые моторы, независимую подвеску и улучшенную аэродинамику. Поражениями национального производителя был очень недоволен глава правительства Италии Бенито Муссолини. Еще бы, ведь спорт всегда использовался в политических целях. Особенно в то время, когда автомобильные соревнования затмили все остальные виды спорта. Проигрыш в этой сфере мог не самым лучшим образом отобразиться на имидже государства. Так думали Муссолини и Гитлер, устроившие соревнования фактически между собой. А потому немецкие автопроизводители и получали щедрую спонсорскую помощь со стороны государства, что позволило им на время затмить итальянцев. В свою очередь Муссолини, располагавший меньшими ресурсами, лично устроил разнос и дал понять, что Италия непременно должна быть впереди. В компании происходят перемены. Alfa Romeo покидает Витторио Джано, а также Энцо Феррари, ставший к тому временем менеджером гоночной команды компании.

Однако несмотря на то, что предвоенные годы были для Alfa Romeo весьма непростыми, некоторые чудеса компании сотворить все же удалось. В 1936 году свет увидел один из редчайших и дорогих автомобилей, ставший прародителем послевоенных купе класса GT – Alfa Romeo 8С 2900. В качестве силового агрегата был использован восьмицилиндровый двигатель разработки Витторио Джано, который оснащался двумя компрессорами Roots. Его объем составлял  2,9 л, а развивать он мог 220 л. с. Характеристики мотора отобразились и в названии модели: "8С" означает количество цилиндров, а "2900" – его объем. Агрегатированный с 4-ступенчатой коробкой передач он позволял разгонять автомобиль до 230 км/ч. Первые три автомобиля 8С 2900 в том же году приняли участие в знаменитой итальянской гонке "Милле-милья", заняв три призовых места. Еще одна машина участвовала в 24-часовой гонке на бельгийском автодроме в Спа, где также одержала победу.

В следующем году Alfa Romeo объявила о производстве ограниченной партии "гражданской" версии с дефорсированным до 180 л. с. 8-цилиндровым двигателем. Несмотря на понижение мощности, 8С 2900, получивший "добавку" к названию модели в виде буквы "В", мог разгоняться до 185 км/ч, что для того времени было заоблачной скоростью. Правда и потреблял этот агрегат очень даже прилично – 25 л/100 км. Использование такого передового двигателя не могло не сказаться на конструкции кузова, которую необходимо было оптимизировать под мотор и топливные баки.

8С 2900В предлагался в двух типах исполнения кузова: Corto и Lungo. Короткобазная версия Corto (Corto переводится как "короткий") была длиннее гоночного 8С 2900 на  50 мм, имела преимущественно открытые кузова и предназначалась для любителей спортивной езды – на их базе создавались гоночные автомобили. Вариант с длинной базой (добавилось еще 300 мм) получил название Lungo, что в переводе означает "длинный". Кузова этих автомобилей были закрытыми, ведь предназначались они не для гонок, а для максимально комфортной езды.

Над кузовами колдовали в ателье Touring и Pininfarina, поэтому ни один из них не был точной копией другого. На выбор предлагались кузова типа родстер, купе и кабриолет. Каждый экземпляр выделялся своей формой и расположением фар, формой щитков задних крыльев, боковыми молдингами и приборными панелями. 8С 2900В действительно вышел "ограниченным" – всего было выпущено 20 экземпляров Corto и 10 – Lungo. Стоимость производства этого автомобиля была очень дорогой для того времени. Потому и цена также соответствовала эксклюзивности Alfa Romeo: сумма в 10 тыс. долларов США в предвоенной Европе сопоставима с возможностью покупки частного самолета в наши дни.
Версия 8С 2900В Corto изготавливалась по запатентованной технологии Superleggera, которая предполагала использование легкого трубчатого каркаса и алюминиевых панелей. И хотя это позволило "облегчить" автомобиль до одной тонны, он все равно оставался тяжелее своих конкурентов.  Но самое интересное, что это нисколько не мешало оставлять соперников на трассе далеко позади.
Короткая база позволила улучшить и маневренность – автомобиль практически не заносило в поворотах. Изменения коснулись и подвески. Теперь она стала полностью независимой, ведь вследствие использования старой рессорной подвески на предшественниках 8С 2900 никак не удавалось добиться использования двигателя на полную мощность.

Теперь компания Alfa Romeo вернулась в лидеры, и ее автомобили вновь начали доминировать на автосостязаниях второй половины 1930-х годов. Особенно хорошо  8С 2900В держались во время напряженных длительных гонок. В их активе были награды самых престижных автосоревнований – Гран-при Италии, "24 часа Спа"... Наибольшую же популярность Alfa Romeo 8С 2900В завоевала на одной из самых сложных и протяженных трасс – гонке "Милле-милья" 1938 года.
Невероятная история произошла и во время участия в гонке "24 часа Ле-Мана". Один из двух доработанных специально для этой гонки автомобилей после 18 часов соревнований опережал идущую следом машину на 180 км, однако произошло непредвиденное – прокололась шина, вследствие чего лидерство было потеряно. У второго же автомобиля поломался клапан, что вынудило пилота сойти с дистанции. Тем не менее, несмотря на такие неприятности, было ясно, что у этой модели большой потенциал и равных ей нет.

Кстати, после Второй мировой войны участвовавший в этой гонке 8C 2900B оказался в Англии, где был восстановлен, а в 1980-х годах бесценный экспонат поселился в музее компании Alfa Romeo. Примечателен он еще и тем, что для участия в гонке "24 часа Ле-Мана" конструкторы хорошо потрудились над кузовом, который получился невероятно обтекаемым. В конце 1980-х годов его протестировали в аэродинамической трубе. Результат был поразительным – коэффициент сопротивления составил 0,38, что для гоночных автомобилей того времени было очень хорошим результатом.

Тем временем ситуация в Европе становилась все менее спокойной – мир стоял на пороге Второй мировой войны. Экономики многих стран переводились на военные рейки, не стала исключением и Италия. Автомобили и гонки становились все менее актуальными, а правительство Италии потребовало у компании Alfa Romeo перевести производственные мощности на выпуск военных грузовиков и авиационных двигателей.

Модель 8С 2900В стала самым ярким явлением предвоенной эры гонок, скорости и больших моторов, оставив незабываемый след в автомобильной истории. О ее уникальности говорит и такой факт: автомобиль Alfa Romeo 8С 2900В занял седьмое место  в списке самых дорогих автомобилей, когда-либо выставлявшихся на аукционе.  В 1999 году на аукционе Christie's была продана модель 8С 2900В, победившая в  1938 году в одной из гонок, за более чем  4 млн долларов США!