Cord: пионеры переднего привода

Самые знаменитые американские автомобили, как правило, заднеприводные. Но мало кто знает, что одними из первых переднеприводные модели разрабатывали как раз в Новом свете. В 30-х годах марка Cord подготовила сразу несколько подобных моделей, которые оказались инновационными и очень яркими.

Эрретт Лобан Корд

Компания Cord – детище миллионера, одного из богатейших людей своего времени Эрретта Лобана Корда. Состояние он сколотил на перевозках: его империя включала судостроительные верфи, авиакомпании, службы такси. Корд увлекался машинами и в 1926 году решил открыть еще и автомобильное подразделение своего концерна. Поначалу предприниматель приобрел известные марки Auburn и Duesenberg, а затем создал еще одну – Cord.

В конце 20-х в США автомобильная отрасль находилась на подъеме, а балл правила «Большая тройка» - Ford, General Motors, Chrysler. Помимо их были еще десятки мелких производителей, поэтому конкуренция была очень сильной. Мультимиллионер понял, что Cord нужно вывести на рынок с революционной моделью и взялся ее разработать. Он обратил внимание на успешные гоночные автомобили Miller. Их изюминкой был передний привод. Тогда мало кто выбирал подобную компоновку: считалось, что на передние колеса возложена функция управления автомобилем и сделать их ведущими – значит усложнить конструкцию. Но с другой стороны, машина становится легче контролируемой, да и сцепление с дорогой улучшается.

Двигатели у переднеприводных Cord имели продольное расположение

Именно переднеприводную модель и решил создать Эрретт Лобан Корд. Для этого он нанял ведущего инженера Miller Карла Ван Ранста. Тот предложил оригинальную конструкцию с 3-ступенчатой механической трансмиссией, установленной перед двигателем. Поэтому капот получился очень длинным, что как раз соответствовало моде тех лет. К тому же, отсутствие карданного вала позволило сделать автомобили невероятно низкими и стремительными. Рядная 4,9-литровая «восьмерка» развивала 125 л. с. и позволяла достичь 130 км/ч, несмотря на солидную массу в 2100 кг.

Cord L-29 1929 года

Под названием L-29 новинку представили летом 1929 года. Необычный автомобиль, конечно же, привлек всеобщее внимание. Тем более что на выбор были предложены яркие и необычные кузова седан, купе, фаэтон и кабриолет. Можно было заказать и эксклюзивное «платье» от известных кузовных ателье.

Дизайн купе Cord L-29 разработал украинец Алексей Сахновский

Кстати, самый яркий Cord L-29 создал украинец – стилист граф Алексей Сахновский. Он спроектировал невероятно элегантное купе небольшой высоты. Дизайн Cord от Сахновского оценили и даже наградили его призом конкурса в Монте-Карло. Также была отмечена хорошая управляемость, пусть и при резком старте проявлялось паразитное силовое подруливание.

Cord L-29 Speedster 1930 года

Но время для дебюта Cord L-29 оказалось не совсем удачным. В конце 1929 года разразилась Великая депрессия, и спрос на модели премиум-класса резко упал. А Cord стоил от 3000 долларов, то есть как 5-6 доступных Ford или Chevrolet. Тем не менее, за два года выпустили свыше 5000 машин.

Cord 810 и 812 получили полуавтоматическую трансмиссиюCord 810 – первый серийный автомобиль с выдвижными фарами

Эрретт Лобан Корд не привык сдаваться и решил продолжить работы над переднеприводными моделями. Результатом стало появление в 1935 году Cord 810. Автомобиль оказался еще более современным, чем его предшественник. Известный стилист Гордон Бюринг создал обтекаемый кузов с обволакивающей решеткой радиатора, без подножек и с первыми в мире выдвижными фарами. На выбор предлагали седан, фаэтон и кабриолет. Салон декорировали кожей и гофрированным алюминием. Дизайн 810 однозначно опережал свое время, как и его конструкция. Компоновка осталась прежней, но под капотом установили новый 4,7-литровый 125-сильный V8. В паре с ним работала уникальная 4-ступенчатая полуавтоматическая трансмиссия. Cord 810 развивал 145 км/ч и разгонялся до 100 км/ч за 20 с. При этом он был в полтора раза дешевле L-29 – 2000 долларов.

Cord 810 1936 года

На Cord 810 сразу посыпались заказы, однако предприятие оказалось неготовым удовлетворить огромный спрос. Дело в том, что модель оказалась довольно сложной в производстве. Сборку наладили только в начале 1936 года и за первые 12 месяцев изготовили чуть более тысячи машин. К тому же, они страдали из-за «детских болезней» - имели проблемы с системой охлаждения и трансмиссией.

Механический компрессор поднял мощность до 170 л. с.Кабриолет Cord 812 1937 годаСедан Cord 812 с компрессорным двигателем

Инженеры взялись улучшить конструкцию автомобиля и в 1937 году представили модель 812. Она была надежнее, а в качестве опции был предложен механический нагнетатель (авто с таким двигателем отличалось хромированными выхлопными трубами по бокам капота). Благодаря компрессору мощность возросла до 170 л. с., а максимальная скорость – до 175 км/ч. Хотя цена компрессорного 812 и выросла примерно до 3500 долларов, популярность автомобиля повысилась. Футуристический автомобиль привлек американскую богему: например, кабриолет 812 приобрел себе известный голливудский актер, звезда фильма «Унесенные ветром» Кларк Гейбл.

Прототип Cord 814 1938 года

Но имидж все равно оказался подпорченным. Усугубили ситуацию финансовые проблемы Эрретта Лобана Корда – его деятельность вызвала вопросы у налоговой инспекции. Автомобильная империя рухнула, и производство пришлось остановить. Всего удалось выпустить чуть более 3000 Cord 810 и 812. Усовершенствованная модель 814 уже была готова стать на конвейер с 1938 года, но так и осталась прототипом.

Graham Model 113 Hollywood использовал кузов Cord

Хотя марка Cord и прекратила свое существование, на этом история ее автомобилей не заканчивается. Оставшиеся кузова Cord 812, а также оборудование для сборки модели выкупила компания Graham Paige. Их установили на более традиционное заднеприводное шасси, и получился Graham Model 113 Hollywood. Седан находился на конвейере до 1941 года.

Сейчас автомобили Cord очень ценятся у коллекционеров, ведь для своего времени они были очень инновационными. Да и массовыми они не стали, а поэтому сейчас они – настоящая редкость.