Ferrari Berlinetta Boxer: нестандартная экзотика из Маранелло

Марка стала на ноги благодаря моделям с мощными V8 и V12. А вот оппозитные двигатели – прерогатива Porsche. Но в 70-х и 80-х годах именно итальянцы занялись нетипичными для себя оппозитными моторами. Результатом стало появление успешного «семейства» автомобилей Berlinetta Boxer.

В 60-х годах оппозитные двигатели на спортивных моделях были еще в диковинку, но, например, те же Porsche успешно использовали их в гоночных моделях. Немецкие модели с «боксерами» дважды выигрывали 24-часовую гонку в Ле-Мане, побеждали во многих других известных соревнованиях. Главное преимущество подобной компоновки – низкий центр тяжести, что способствует улучшению управляемости.

В Ferrari также заинтересовались этой темой и в 1970 году в подготовили болид Формулы-1 312 В с 3,0-литровым оппозитным 12-цилиндровым мотором. Параллельно началась разработка и серийной среднемоторной модели. Ей суждено было стать новым флагманом марки и заменить знаменитое купе 365 GTB/4 Daytona. Энцо Феррари долгое время был против среднемоторных дорожных автомобилей с такой компоновкой – боялся, что неопытные водители просто не смогут справиться с управлением. Но успех купе Ferrari 246 Dino помог переубедить его.

Прототип Fеrrari Berlinetta Boxer 1971 года

Прототип нового Ferrari 365 GT4 Berlinetta Boxer показали на Туринском автосалоне 1971 года. Стремительное клиновидное купе длиной 4,4 м с выдвижными фарами и шестью круглыми фонарями привлекло всеобщее внимание. Салон декорировали кожей и полированным алюминием, а список опций включал кондиционер, электростеклоподъемники и магнитолу. Но главное достоинство автомобиля – 4,4-литровый оппозитный 12-цилиндровый двигатель мощностью 360 л. с. Berlinetta Boxer весил всего 1160 кг, а потому с 5-ступенчатой механической коробкой переключения передач разгонялся до 100 км/ч за 6,5 с и развивал 282 км/ч. Также были установлены независимая подвеска и дисковые вентилируемые тормоза всех колес.

Подготовка авто к серии заняла два года. Однако именно в 1973 году разразился топливный кризис и спрос на «прожорливые» спортивные модели резко упал. Поэтому за три года удалось собрать только 387 машин. Одну из них приобрел известный певец Элтон Джон.

Серийный Ferrari 365 GT4 Berlinetta Boxer 1973 годаШесть круглых фонарей – отличительная черта 365 GT4 Berlinetta BoxerОппозитный 12-цилиндровый двигатель создавался с использованием технологий Формулы-1Мотор размещен продольно в базеВ отделке салона использованы кожа и алюминий

В 1976 году показали обновленный Ferrari 512 Berlinetta Boxer. Рабочий объем двигателя вырос до 5 л: мощность осталась на прежнем уровне, зато максимальный крутящий момент увеличился с 422 до 450 Н∙м, что сделало мотор эластичнее. Отличить 512 ВВ можно было по увеличенному заднему спойлеру и новым четырем фонарям. Для улучшения сцепления с дорогой установили более широкие шины. Поскольку кризис окончился, то популярность купе возросла и за пять лет произвели почти 1000 автомобилей.

Ferrari 512 Berlinetta Boxer 1976 года

Гоночный вариант 512 ВВ LM отличился в Ле-Мане, одержав там победу в своем классе. Кстати, тем временем болиды с оппозитными моторами Ferrari 312 T принесли команде из Маранелло три чемпионских титула в Формуле-1 (в 1975, 1977 и 1979 годах) и четыре Кубка Конструктора (1975-1979 гг.).

Гоночный Ferrari 512 BB LM добился успеха в Ле-МанеПобедоносный болид Ferrari 312T

Очередная версия появилась в 1981 году. Чтобы двигатель соответствовал новым экологическим нормам, карбюраторы заменили впрыском топлива. Это снизило мощность до 340 л. с. Тем не менее, за три года было выпущено еще 1000 купе.

Модель 1981 года получила впрыск топлива

Концепция среднемоторного купе с оппозитным двигателем была признана успешной и ее развитие продолжили. В 1984 году увидел мир ее наследник – Ferrari Testarossa, названный в честь непобедимой модели 50-х годов. Автомобиль привлекал современным граненым дизайном со стильными «жабрами» на боковинах. Он сделали шире, а колесная база была увеличена, чтобы сделать салон просторнее. Спереди появился небольшой багажник. Мощность 5,0-литрового двигателя возросла до 390 л. с. Разгон до 100 км/ч занимал 5,8 с, а максимальная скорость достигла 290 км/ч.

Ferrari Testarossa 1984 года стал культовой модельюРедкий кабриолет Ferrari Testarossa Spider, 1986 год

Ferrari Testarossa стал своеобразным символом успеха в 80-х годах. Особенно положительно его восприняли молодые успешные бизнесмены, поднявшиеся на волне экономического бума 80-х. Поэтому модель получилась весьма удачно – за семь лет собрали свыше 7000 купе и несколько редких кабриолетов. Еще одним эксклюзивом на базе Testarossa стал концепт-кар Ferrari Mythos.

Ferrari Mythos 1989 года

В 1991 году купе освежили и переименовали в Ferrari 512 TR. Ему немного изменили внешний вид и отделку салона, а в списке стандартного и дополнительного оборудования появились ABS, 18-дюймовые легкосплавные диски, климат-контроль и CD-плеер. Мотор теперь развивал 428 л. с. Результат – 4,9 с до 100 км/ч и максимальные 314 км/ч. Кроме того, были доработаны подвеска, тормоза и трансмиссия. Всего до 1994 года было выпущено свыше 2200 этих автомобилей. На фоне стандартных моделей выделялось особе купе FZ93, разработанное в кузовном ателье Zagato.

Ferrari 512 TR 1991 годаFerrari FZ93 1993 года

Последним Ferrari с оппозитным двигателем стал F512 M, выпущенный серией из 500 единиц. Его можно отличить по отсутствию выдвижных фар и круглым фонарям, как у первых Berlinetta Boxer. Купе сделали легче примерно на 20 кг. Мощность мотора подняли до 440 л. с., что дало возможность разгоняться до 100 км/ч за 4,7 с и достигать 315 км/ч. Также F512 M стал основой для семи эксклюзивных купе Ferrari FX, построенных по заказу султана Брунея. Они отличались современным обтекаемым дизайном и 7-ступенчатой секвентальной трансмиссией от болида Формулы-1.

Ferrari F512 M 1994 годаЭксклюзивный Ferrari FX, 1995 год

Последний оппозитный Ferrari F512 M собрали в 1996 году. На смену ему пришла модель 550 Maranello, которой вернули и традиционный V12, и переднемоторную компоновку.