Fiat 500: мал, да удал

Марка в этом году отметила свое 120-летие. Ее история – длинная и насыщенная, а больше всего компания прославилась небольшими и доступными массовыми автомобилями. В Турине создали целую плеяду компактных городских моделей. На их фоне особенно выделяется , ставший по-настоящему культовым.  

В середине прошлого века на Западе была популярной концепция массового «народного» автомобиля, рассчитанного на небогатого покупателя. В Германии миллионами выпускали Volkswagen Beetle, во Франции – Citroen 2CV, а в Великобритании – Mini.

В Италии с 1936 года производили недорогой Fiat 500 Topolino, но по-настоящему массовым он не стал: выпустили чуть более 500 тыс. машин. В середине 50-х руководство Fiat решило начать разработку его наследника. Страна в те годы как раз находилась на волне послевоенного экономического бума, доходы населения выросли и даже небогатые жители получили возможность приобрести бюджетный автомобиль. Руководство работами получили талантливому конструктору Данте Джакоза, который создал и Topolino.

Джакоза решил, что новый Fiat 500 будет заднемоторным так же, как и его старший брат – модель 600. Оснастили его скромным двухцилиндровым мотором объемом 479 куб. см мощностью всего 13 л. с. Впрочем, этого вполне хватало, чтобы с 4-ступенчатой механической трансмиссией развивать 85 км/ч так, как автомобиль получился небольшим и легким. Fiat 500 достигал 2970 мм в длину, 1320 мм в ширину и столько же – в высоту, а весил только 500 кг. При этом он был способен поместить четверых, хотя задние сиденья все же больше подходили детям.

Дизайн Fiat 500 полностью соответствовал содержанию: по-детски наивный «взгляд» круглых фар мгновенно поднимал настроение и заставлял невольно улыбнуться. Двери 500 открывались против движения. Ради экономии металла центральную секцию крыши изготовили из ткани и сделали сдвижной – получился своеобразный «полукабриолет». В салоне преобладал голый металл, а на передней панели были установлены только спидометр, несколько контрольных ламп и простых тумблеров-переключателей. Сэкономить решили даже на стеклоподъемниках – боковые стекла выполнили сдвижными. Зато подвеску всех колес сделали независимой, что обеспечило высокий уровень комфорта на плохих сельских дорогах.

Первый Fiat 500 1957 годаЦентральную секцию крыши сделали сдвижнойДвухцилиндровый мотор установлен сзадиСалон Fiat 500 отличался простотой

Fiat 500 представили на Туринском автосалоне 1957 года. Он сразу пленил публику и с первых дней производства обрел немалую популярность не только в Италии, но и в других европейских странах. Веселые «малыши» заполонили города. Пожалуй, не последнюю роль играла и цена: автомобиль был в два раза дешевле Volkswagen Beetle.

Универсал Fiat 500 Giardiniera

Постепенно линейку расширили – год спустя представили 21-сильный Fiat 500 Sport с ярко-красными полосами на боковинах. Максимальная скорость выросла до 95 км/ч. А с 1960 года мощность базового двигателя подняли до 17 л. с. Тогда же появился и универсал Giardiniera с удлиненной колесной базой. А для американского рынка в кузовном ателье Ghia создали оригинальный пляжный кабриолет Fiat 500 Jolly. У него отсутствовали двери, а вместо крыши установили тканевый навес. 

Fiat 500 1965 года

В 1965 году «семейство» прошло модернизацию – получило традиционные двери и новые бамперы, а также 19-сильный мотор. А три года спустя представили более дорогую версию 500 Lusso, отличающуюся улучшенной отделкой салона, наличием ковриков, иной приборной панелью и радиоприемником. Кроме того, у нее появились традиционные механические стеклоподъемники.

Fiat 500 Lusso 1968 годаФинальная версия Fiat 500 R 1972 годаПри длине в 2970 мм Fiat 500 весил всего 500 кг

Последней версией модели стал Fiat 500 R, появившийся в 1972 году. Его оснастили новым 600-кубовым двигателем мощностью 23 л. с. и снова освежили салон. В таком виде автомобиль выпускали до 1975 года, когда на смену ему пришел Fiat 126.

Fiat 500 Jolly 1960 годаSteyr-Puch 500 1958 годаAutobianchi Bianchina 1960 года

За 18 лет выпустили свыше 3,6 миллиона Fiat 500. Его продавали не только в Европе, но и в Северной Америке, и даже в Японии. Кстати, в Стране Восходящего солнца существует даже музей этой модели. По лицензии «пятисотый» производили в Австрии, как Steyr-Puch 500 (причем с оппозитным мотором), и в Германии под названием Neckar Weinsberg. Его платформа послужила основой для Autobianchi Bianchina, причем создали седан, универсал, фургон и даже двухместный спортивный кабриолет

Заряженный Fiat 500 в исполнении AbarthОригинальный Fiat 500 и его современный преемник

Впрочем, заряженные спортивные версии были и у обычного Fiat. Эту задачу взяло на себя небольшое предприятие Abarth. В мастерской Карло Абарта автомобиль превращали в маленькую дорожную ракету. Первым в 1961 году появился 27-сильный Abarth 595, способный развить 118 км/ч. Постепенно мощность двигателя подняли до 30, а затем и до 38 л. с. Заодно доработали подвеску, рулевое управление и тормоза. Такие «пятисотые» даже в ралли неплохо выступали – например, в 1958 году Abarth 595 заняли 1, 2, 4, 6 и 7 места в сложном соревновании Брешия-Льеж длиной 3300 км.

Fiat 500 очень быстро стал частичкой итальянского способа жизни. Его начали снимать в кинофильмах, изображать в комиксах и даже на открытках. Fiat 500 даже стал героем популярного мультфильма «Тачки». А с 2007 года у него есть нпреемник. Пусть современный 500-й переднемоторный и переднеприводной хетчбэк, но он сохраняет знакомый дизайн и схожее оформление салона. Возрождены и модификации от Abarth, есть даже электрический вариант. Так что легенда Fiat 500 живет и вскоре нас ожидает очередное поколение модели.