Chrysler 300: отец мощных американских авто

Американский автопром прославился, прежде всего, большими и мощными моделями с двигателями V8 под капотом. За океаном их принято называть muscle cars («мускулистые автомобили»). Этот интересный сегмент сформировался в 50-60-х годах прошлого века, а у его истоков стоял знаменитый 300.

История «трехсотого» началась с его двигателя. В начале 50-х годов инженеры Chrysler разработали прогрессивный V8 Hemi с полусферическими камерами сгорания. Поначалу он добился успеха в гонках класса NASCAR, но чтобы привлечь покупателей, мотор нужно было установить под имиджевого серийного автомобиля. Разработку новой модели поручили группе дизайнеров во главе с легендарным Вирджилом Экснером. К 1955 году на платформе полноразмерного Chrysler Windsor они создали сногсшибательное хардтоп-купе без центральной стойки крыши. Среди отличительных черт модели – панорамные переднее и заднее стекла, массивные бамперы и обилие хрома в отделке. Салон декорировали кожей, а в качестве опций предложили электроприводы стеклоподъемников и зеркал заднего вида.

Первый Chrysler_300 1955 годаV8 Hemi с полусферическими камерами сгоранияСалон декорировали кожей

Конечно же, главным достоинством купе стал его двигатель. «Восьмерку» Hemi объемом 5,4 л дополнили двумя четырехкамерными карбюраторами. Мощность в серийном исполнении достигла внушительных, на то время, 300 л. с. Именно поэтому новинку решили назвать . Стандартной являлась 2-ступенчатая автоматическая трансмиссия, а вместо традиционного рычага ее режимы переключались кнопками (позже эту схему скопировали в «Чайке»). Автомобиль получился немаленьким (5,5 м в длину) и весьма тяжелым – 1950 кг. Однако во время тестов ему удалось достичь 205 км/ч и разогнаться до 100 км/ч за 10 с. За первый год продали 1725 купе по цене в 4055 долларов (примерно 38 тыс. по современному курсу). А еще в сезоне-1955 Chrysler 300 добыли целых 37 побед в NASCAR.

Chrysler 300B отличался задними «килями»

Уже через год модель прошла свое первое обновление и получила название Chrysler 300B. Отличить ее можно было по измененной задней части с модными тогда «килями». Рабочий объем мотора увеличили до 5,8 л и предложили его в двух версиях – на 340 и 355 л. с. Облегченный (1871 кг) 300В развивал 225 км/ч. Список опций пополнил компактный проигрыватель виниловых пластинок, размещенный в перчаточном ящике. Правда, нововведения не привлекли покупателей и выпустили только 1102 автомобиля.

Кабриолет Chrysler 300C 1957 года

Вся линейка Chrysler претерпела радикальную модернизацию к 1957 году и «трехсотый» не стал исключением. Новый 300С сделали длиннее и изящнее, а его задние «плавники» существенно выросли. Автомобиль стал похож на реактивный истребитель или фантастический звездолет. Интересно, что эти «кили» не только выглядели сногсшибательно, но и обеспечивали лучшую курсовую устойчивость на скоростях свыше 110 км/ч. Наряду с купе впервые предложили кабриолет. В перечне дополнительного оборудования появился кондиционер, также помимо 3-ступенчатого «автомата» стала доступна и 4-ступенчатая механическая трансмиссия.  Новый 6,4-литровый Hemi развивал 375 либо 390 л. с. Более мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 7,7 с и развивал 240 км/ч. Chrysler 300С стал самым быстрым серийным автомобилем в США. Этот факт сыграл свою роль и количество проданных машин выросло до 2251.

Chrysler 300D первым в мире получил электронный впрыск топлива

Chrysler 300D 1958 года не изменился внешне, да и мощность двигателя осталась прежней. Зато V8 оснастили первым в мире электронным впрыском топлива. Технология оказалась не очень надежной и продажи упали до всего 809 единиц. Уже год спустя двигатель заменили: разработали новую 6,8-литровую 380-сильную «восьмерку» Wedge с обычными камерами сгорания. Автомобиль кстати, оснастили интересной опцией – поворачивающимися передними сиденьями. Благодаря им дамы в мини-юбках не чувствовали себя смущенными при посадке и высадке. Но количество выпущенных автомобилей стало еще меньше – 647.

Chrysler 300F 1960 годаПоворотные кресла – изюминка Chrysler 300FChrysler 300G, 1961 год

Руководители Chrysler поняли, что нужно что-то менять и в 1960 году снова обновили всю модельную линейку. Появился и свежий 300F – низкий, стремительный и облегченный благодаря несущему кузову. Мотор Wedge теперь предлагали в версиях на 375 или 400 л. с., причем последняя разгоняла 300F до 100 км/ч за 7 с. Это помогло сделать 300F популярнее – продали 1217 машин. Успешную конструкцию решили не менять и в следующем году на 300G, разве что немного изменили передние фары и подняли мощность мотора на 5 л. с. Среди опций появился круиз-контроль, который в Chrysler именовали по-авиационному – автопилотом. Покупателей нашли еще 1618 автомобилей

Chrysler 300H избавился от «килей»

Chrysler 300H 1962 года обозначил переход к новому стилю. «Кили» уже были не в моде и от них избавились, а в остальном купе и кабриолет мало чем отличались от предшественников. Сдержанный дизайн не особо привлек покупателей и продажи сократились до 570 штук. Впрочем, успешной оказалась более доступная модификация Chrysler 300 (без латинской буквы в названии) с менее мощным 6,3-литровым двигателем и отделкой салона кожезаменителем. Ее, кстати, предлагали и с кузовом седан.

Граненый Chrysler 300J 1963 годаChrysler 300K 1964 годаChrysler 300L – последний представитель лимитированной серииChrysler 300 1968 годаChrysler 300 Hurst, 1970 год

Окончательно новый граненый дизайн возобладал на новом 300J, появившемся в 1963 году (букву I, которая в латинском алфавите следует за H пропустили, чтобы ее не путали с цифрой 1). Интересно, что руль автомобиля сделали овальным. V8 Wedge развивал уже 390 л. с., а максимальная скорость составила 230 км/ч. С этого времени рост мощности прекращается. В Chrysler решили сменить имидж модели – сделать «трехсотый» не столь быстрым, но зато более комфортным. Многим водителям, новые версии пришлись по душе. Если 300J выпустили всего 400, то 300K удалось продать уже 3647, а 300L – 2845. В таком виде модель выпускали вплоть до 1971 года и она оставалось флагманом марки. Появилась и заряженная модификация Chrysler 300 Hurst. Ограниченную серию из 500 купе оснастили 7,2-литровыми 375-сильными V8. Хотя автомобиль и весил около двух тонн, он мог разогнаться до 100 км/ч за 7,1 с.

Chrysler 300 1978 года

На этом история Chrysler 300 не заканчивается, ведь предпринимались попытки возродить легендарную модель. В 1978 году выпустили 5500 «трехсотых», созданных на базе купе Chrysler Cordoba. Но продолжения это начинание не получило в силу топливного кризиса. Из-за него мощность 5,9-литрового V8 урезали до всего 195 л. с., то есть она не соответствовала цифре «300» в названии.

Концепт-кар Chrysler 300 1991 года

Следующего Chrysler 300 пришлось ждать два десятилетия, хотя публике в 1991 году, например, показали концепт-кар Chrysler 300 на платформе Dodge Viper. В 1998 году увидел мир новый 300М, однако он оказался совсем далек от легендарного предка: четыре двери, передний привод и V6 под капотом. Ситуацию исправили шесть лет спустя, когда представили Chrysler 300C. Он остался седаном (также предложили и универсал), но стал заднеприводным и получил новую версию легендарного V8 Hemi. Да и в дизайне появились черты оригинальной модели 1955 года. Новейший «трехсотый» показали в 2011 году. Он сочетает классический стиль с современными технологиями. Его по-прежнему можно оснастить «восьмерками» Hemi объемом 5,7 л (363 л. с.) и 6,4 л (465 л. с.).

Переднеприводной Chrysler 300M, 1998 годChrysler 300C 2005 годаChrysler 300 2018 года

Тем временем классические Chrysler 300 сейчас очень ценятся коллекционерами, как редкие заряженные модели. Поэтому неудивительно, что на аукционах их продают за 100-200 тыс. долларов, а одно купе 1960 года недавно сменило владельца за 400 тыс. долларов.