Duesenberg: американский шик

На протяжении последнего столетия в американском автопроме правила бал Большая тройка – концерны General Motors, Ford Motor и Chrysler. Но они не были монополистами – в США всегда было много автомобильных компаний поменьше. Причем, некоторые из них даже относились к высшему классу и бросили вызов роскошным Rolls-Royce, Bentley и Bugatti. Среди них – марка Duesenberg.

создали братья Фридрих и Август Дюзенберги. Они родились в Германии, но еще в детстве их семья переехала в США. С юного возраста парни увлекались гонками. Сначала они соревновались на велосипедах, затем – на мотоциклах собственной конструкции. А в 1913 году занялись гоночными автомобилями и открыли в штате Айова свою фирму Duesenberg Automobile & Motors Company. Год спустя увидела мир их дебютная модель с 5,0-литровой 100-сильной рядной «восьмеркой». Болид оказался довольно успешным – занял второе место в знаменитой гонке «500 миль Индианаполиса».

Первый гоночный Duesenberg 1914 годаDuesenberg Speedway Car трижды выигрывал гонку «500 миль Индианаполиса»

На волне успеха братья продолжили работу и решили, что все их последующие модели будут также с рядными восьмицилиндровыми двигателями. Вскоре им предоставилась возможность ознакомиться с передовыми европейскими технологиями: Duesenberg договорились с Bugatti о лицензионном выпуске авиамоторов. У них конструкторы позаимствовали многие инновации – такие, как распредвал в головке блока цилиндров.

В 1921 году болид Duesenberg снова завоевал «серебро» в Индианаполисе. Заработав авторитет в Штатах, Дюзенберги взялись покорять европейские соревнования. И им это удалось: Джим Мерфи за рулем нового Duesenberg сотворил сенсацию, выиграв Гран-при Франции на легендарном автодроме в Ле-Мане. Ранее это не удавалось ни одной заокеанской команде. Секретом успеха стала новая модель с 3,0-литровым 114-сильным мотором, способная развивать приличные, на то время, 180 км/ч.

Duesenberg A 1921 года

Вскоре производственные мощности компании переместили в Индианаполис – поближе к автодрому. Братья Дюзенеберг решили применить накопленный в гонках опыт в разработке серийных автомобилей и в том же году представили модель A. Как и болиды, ее оснастили «восьмеркой» с верхним распредвалом, но рабочий объем увеличили до 4,2 л и установили по четыре клапана на цилиндр. Она развивала 88 л. с. и разгоняла автомобиль до 120 км/ч. На Duesenberg одними из первыми в мире появились тормоза всех колес с гидроусилителем.

Но передовой Duesenberg A не стал успешным. Вместо запланированных 10-12 тыс. машин за шесть лет собрали всего 650. Причина тому – очень высокая цена в 6500 долларов, столько же стоили 15 доступных Ford T. Даже гоночные успехи не помогли, а ведь в 1924, 1925 и 1927 годах болиды Duesenberg выигрывали «500 миль Индианаполиса». Такого триумфа добились благодаря новому 2,0-литровому двигателю с механическим компрессором.

Duesenberg A Speedster 1924 годаDuesenberg X 1927 года

Пытаясь исправить ситуацию, Фредерик и Август разработали наследника модели A – Duesenberg X. Он стал мощнее (100 л. с.) и быстрее (160 км/ч), но оказался еще большим коммерческим провалом. Выпустили лишь 13 автомобилей. Дело в том, что Дюзенберги были очень талантливыми инженерами, но не самыми лучшими бизнесменами. Это и привело к банкротству фирмы.

Впрочем, на этом история Duesenberg Automobile & Motors Company не заканчивается. Ее спас промышленник Эрретт Лобан Корд, который как раз начал строить собственную автомобильную империю. В 1926 году он создал концерн из трех марок – Auburn, Cord и Duesenberg. Братьев Дюзенберг оставили на руководящих постах в компании, однако новый владелец поставил им сложную задачу – создать лучший в мире представительский автомобиль, который превзойдет не только Cadillac и Packard, но даже Rolls-Royce с Bentley.

Первые прототипы появились уже через несколько месяцев появились, а в декабре 1928 года на Нью-Йоркском автосалоне миру представили элегантный фаэтон Duesenberg J. Рядом сним установили голое шасси с установленным на нем двигателем. Новинка шокировала посетителей своими характеристиками. Ее рядная 6,9-литровая «восьмерка» с двумя верхними распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр развивала невероятные 265 л. с.

Эксклюзивный седан Duesenberg J президента Coca-cola М. БарбиСедан Duesenberg J 1932 годаРядная 6,9-литровая «восьмерка» развивала 265 л. с. в атмосферной версии и 320 л. с. – в компрессорной

Хотя масса превышала 2,4 тонны, Duesenberg J демонстрировал отличную динамику. С 3-ступенчатой механической трансмиссией он разгонялся до 100 км/ч за 13 с и развивал 187 км/ч. Огромный крутящий момент (500 Н•м при 2000 об/мин) позволял трогаться со второй передачи и разгоняться на ней вплоть до 150 км/ч. Среди интересных новинок следует отметить первый в мире индикатор замены масла.

Как было заведено в те времена, в Duesenberg продавали шасси с мотором. Из кузовных деталей – лишь крылья, бамперы, оптика, решетка радиатора и капот. За это покупатели отдавали невероятную сумму 8500 долларов и обращались в дизайнерское ателье за эксклюзивным кузовом. Стоимость готового Duesenberg J достигала 13 000 - 16 000 долларов, то есть он был одной из самых дорогих моделей своего времени. За эти деньги можно было приобрести 30-35 доступных Ford или Chevrolet.  

На Парижском автосалоне 1928 года показали элегантный фаэтон с кузовом от LeBaron. Самым популярным среди клиентов Duesenberg было ателье Murphy, «одевшее» большую часть моделей J. За разработку внешнего вида эксклюзивного автомобиля также брались стилисты других мастерских – США Hibbard&Darrin, Bohman&Schwartz, Graber, Weyman и даже европейцы из Gurney Nutting и Figoni. Вскоре в Duesenberg наняли и собственного дизайнера – чтобы богатые покупатели не тратили драгоценное время. Вот почему двух одинаковых Duesenberg J не существует, каждый из них особенный.

Первый Duesenberg J – фаэтон от LeBaron 1929 года

Ежегодно планировали продавать по 500 таких автомобилей, и поначалу этот план казался реальным. До осени 1929 года фирма получила две сотни заказов, но затем в октябре на Нью-Йорской бирже случился обвал. Великая депрессия серьезно повлияла на уровень продаж. Уже в 1930 году удалось найти только 100 покупателей, а в следующие годы – по несколько десятков единиц.

Чтобы привлечь зажиточных покупателей, в 1932 году модель доработали и назвали ее SJ. Двигатель оснастили механическим компрессором, что подняло мощность до 320 л. с. Результат – 8 с до 100 км/ч и максимальные 217 км/ч, то есть Duesenberg стал самым быстрым серийным автомобилем в мире. Отличить новую версию можно было по четырем хромированным выхлопным трубам с правой стороны кузова. Но всего собрали лишь 36 SJ, ведь они были еще дороже. Так, стоимость седана от ателье Rollston достигла 20 000 долларов (360 тыс. по современному курсу).

Компрессорный Duesenberg SJ 1932 года с кузовом от Bohman & SchwartzКабриолет Duesenberg J 1932 года с кузовом от Walker

В Duesenberg не забывали и о гонках. В 1935 году на основе SJ спроектировали болид Mormon Meteor Speedster. Мощность его двигателя подняли до 400 л. с., что позволило установить мировой рекорд – проехать за сутки со средней скоростью в 225 км/ч.

Duesenberg SJ Rollston был одним из самых дорогих авто в мире – 20 000 долларовРекордный Duesenberg SJ Mormon Meteor Speedster

Во второй половине 30-х годов спрос на Duesenberg снизился еще больше, даже несмотря на завершение кризиса. Ежегодно производили всего по несколько машин. Последний экземпляр продали в 1937 году. На смену ему уже подготовили новую компактную модель со 160-сильным V12. Однако, ее будущему помешало банкротство Эрретта Лобана Корда. Автомобильный концерн прекратил свое существование, а вместе с ним исчезла и марка Duesenberg.

Duesenberg SJ 1934 года, созданный для индийского махараджиDuesenberg JN Кларка Гейбла

Всего за девять лет выпустили 481 Duesenberg моделей J и SJ. Большинство их владельцев были представителями элиты того времени. Эти автомобили стояли в гаражах короля Италии Эммануэля III, королевы Югославии Марии, принца Румынии Николая, герцога Виндзорского. Индийский магараджа заказа себе в ателье Gurney Nutting элегантный кабриолет. Королю Испании Альфонсо XIII Duesenberg спас жизнь: скоростной автомобиль помог ему скрыться от мятежников генерала Франко. Кроме того, среди владельцев этих автомобилей были президент компании Coca-cola М. Барби, изобретатель жевательной резинки Джозеф Ригли, миллионеры Уильям Рендольф Херст и Говард Хьюз. Но больше всего Duesenbberg любили звезды Голливуда. Эти автомобили приобрели знаменитые Грета Гарбо, Долорес дель Рио и Джеймса Кегни, а для Кларка Гейбла и Гари Купера создали эксклюзивные двухместные кабриолеты SSJ с укороченной колесной базой и 400-сильными моторами от Mormon Meteor Speedster. Поговаривают, актеры разгоняли их до 240 км/ч.

400-сильный Duesenberg SSJ Гарри КупераПоследний Duesenberg J выпустили в 1937 году

Именно Duesenberg SSJ Гарри Купера в 2018 году продали с аукциона за 22 миллиона долларов и это самый дорогой американский автомобиль всех времен. Вообще, все Duesenberg сейчас очень ценятся среди коллекционеров и трудно найти автомобиль дешевле, чем за 500 тыс. долларов. Ведь они являются символом роскоши и скорости.

Прототип Duesenberg c V12