Ford Focus Wagon, Kia Proceed и Skoda Octavia Combi: поединок универсалов С-класса

Универсалы – выбор практичных автолюбители. В последние годы спрос на них уменьшился, ведь многие покупатели выбирают вседорожники. На украинском рынке количество подобных моделей за последнее время уменьшилось, хотя все же время от времени новые универсалы появляются. Так, в продажу поступила новая Octavia Combi A8. Мы решили сравнить ее с другими представителями С-класса – Focus Wagon и Proceed.

Ford Focus Wagon четвертого поколения отличается весьма элегантным дизайном. Спереди автомобиль немного напоминает младший хетчбэк Fiesta – в схожем стиле выполнены стреловидные фары и широкая решетка радиатора в виде улыбки. У него слегка удлинен капот, у лобового стекла уменьшен угол наклона, а оконная линия понижена. Боковины стали более выпуклыми. Версия Active узнается по скромному вседорожному обвесу из пластика и рейлингам для багажника на крыше. Заднее стекло увеличено в размерах и прикрыто немаленьким спойлером. Ширину задней части автомобиля подчеркивают продолговатые фонари.

Радиаторная решетка Fоrd Focus напоминает улыбкуУ Fоrd самая большая колесная база – 2700 ммFоcus Wagon в версти Active получил защитный пластиковый обвес

Kia Proceed – более яркая и динамичная альтернатива стандартному универсалу Ceed. В анфас два универсала мало чем отличаются друг от друга. Фирменная решетка радиатора Kia сочетается с раскосыми фарами, растянутыми на крылья. Оптика является светодиодной. Выделяется автомобиль в профиль благодаря аркообразной форме крыши, высокой оконной линией и большим углом наклона задних стоек. Боковины рельефные, а центральные стойки украшены оригинальными «плавниками». Пятая дверь сверху прикрыта немаленьким спойлером, а узкие фонари растянуты на всю ширину кузова.

Раскосые фары Kiа Proceed растянуты на крыльяВ универсала Kiа – аркообразная линия крышиФонари Proceed растянуты на всю ширину кузова

Универсал Skoda Octavia  Combi выглядит знакомо и узнаваемо, а в его дизайне преобладают грани. Передняя часть автомобиля выполнена в духе хетчбэка Scala: фирменная широкая решетка радиатора сочетается со стреловидными фарами. Оптика отныне светодиодная уже в базовой версии. Воздухозаборник в бампере напоминает улыбку. Боковины стали более рельефными. У задних стоек крыши увеличен угол наклона. Пятая дверь прикрыта спойлером, а по краям кузова расположены тоненькие фонари.

В дизайне Skodа Octavia Combi преобладают граниSkodа самый легкий в тройке – 1357 кгПятая дверь Octaviа Combi выполнена рельефной

Автомобили достаточно крупные, как для С-класса. Длина Focus Wagon достигает 4693 мм, Octavia Combi – 4689 мм, а Proceed – 4605 мм. У Ford самая большая колесная база – 2700 мм тогда, как у Skoda она равна 2686 мм, а у Kia – 2650 мм. Чешский универсал ощутимо легче, чем два других автомобиля: его масса – 1357 кг, Focus весит 1445 кг, а Proceed – 1436 кг.

Отделку салона Ford разбавляют черные лакированные вставки. Рулевое колесо обшито кожей, а на его ободе предусмотрены наплывы в районе хвата рук. Вместо рычага трансмиссии установлен круглый селектор. Между спидометром и тахометром находятся указатели остатка топлива в баке и температуры двигателя, а также экран бортового компьютера. К центральной панели Ford Focus крепится сенсорный дисплей мультимедийной системы SYNC 3 с диагональю 8 дюймов. Благодаря ему существенно уменьшено количество клавиш блоков аудиосистемы и климатической установки. Диапазон регулировок рулевой колонки (по высоте и глубине) и водительского кресла достаточно широкий. Передние сиденья обладают хорошей боковой поддержкой, но при этом остаются комфортабельными. Они обогреваются, как и руль, и лобовое стекло. Центральный подлокотник прячет немаленький бокс для мелкой поклажи. Обзорность довольно неплохая во всех направлениях.

Вместо рычага трансмиссии у Fоrd круглый селекторВ Fоcus Wagon салон широкий в районе плечОбъем багажника Fоrd – 608 л

Салон декорирован алькантарой, а разбавляют ее многочисленные серебристые и черные лакированные вставки. Трехспицевое рулевое колесо обшито кожей, а его обод плоский снизу. Циферблаты приборов помещены в отдельные колодцы, а между ними размещен цветной экран бортового компьютера. Внутри спидометра находится указатель топлива в баке, а в тахометр поместили датчик температуры двигателя. Центральная панель немного повернута к водителю и увенчана 8,0-дюймовым сенсорным дисплеем мультимедийной системы. Клавиши блоков аудиосистемы и климат-контроля крупные и рационально упорядочены. У рулевой колонки изменяются угол наклона и вылет, а водительское сиденье получило электропривод. Передние сиденья комфортабельные, а их боковая поддержка лучшая в тройке. Предусмотрен подогрев кресел, руля и лобового стекла. Посадка довольно низкая, что вкупе с маленьким задним стеклом ограничивает обзорность. Сдвижной центральный подлокотник прячет немаленький бокс. 

Приборы Kiа помещены в два отдельных колодцаВ Proceed не слишком много места над головойУ Kiа в распоряжении 594 л

У Skoda Octavia – лучшие в тройке материалы отделки салона. Обращают на себя внимание оригинальное двухспицевое рулевое колесо и миниатюрный селектор роботизированной трансмиссии. Показания приборов теперь выведены на 10,3-дюймовый жидкокристаллический дисплей с изменяемой конфигурацией. Центральная панель Octavia стала шире, а сверху на ней установлен сенсорный экран с диагональю 10 дюймов. Переключателей здесь стало гораздо меньше. В салоне – целых пять USB-портов, а в передней двери появилась ниша с фирменным зонтом. У рулевой колонки и передних сидений Skoda Octavia – широкий диапазон регулировок. Кресла традиционно несколько упругие, но зато неплохо удерживают спину. Обогреваются как сиденья, так и лобовое стекло. Удобный центральный подлокотник прячет внутри вместительный бокс.  Тоненькие стойки крыши Octavia Combi обеспечивают лучшую в тройке обзорность.

Приборная панель Skodа – цифроваяВ Octaviа Combi сзади просторноБагажник Skodа самый большой – 640 л

На втором ряду места для ног в трех универсалах примерно одинаково. А вот запас над головой в Kia ощутимо меньше, чем в в Skoda и Ford. Чешский универсал обладает наиболее вместительным багажником – 640 л против 608 л у Focus и 594 л – у Proceed. Со сложенными задними сиденьями получается 1700, 1650 и 1465 л, соответственно. У Kia есть электропривод пятой двери с сенсором открытия.

Для более точного сравнения выбраны версии приблизительно одинаковой стоимости – 1,5 EcoBoost Active Plus, Kia Proceed 1,4 T-GDI GT Line и 1,4 TSI Style. Все они укомплектованы системой доступа без ключа, электростеклоподъемниками, электроприводом и обогревом зеркал заднего вида, климат-контролем, аудиосистемой, датчиками дождя и света, легкосплавными дисками, круиз-контролем. В Focus и Proceed есть также парктроник и камера заднего вида, а Proceed также получил беспроводную зарядку для смартфонов, спутниковую навигацию и систему автоматического торможения. У Kia и у Ford по 6 подушек безопасности тогда, как у Octavia – 4.

Все три универсала оснащены бензиновыми турбомоторами. Трехцилиндровый двигатель Focus непривычно большого объема 1,5 л развивает 150 л. с. при 6000 об/мин. У него бодрый нрав, хотя он довольно громкий. Мотор очень тяговитый на низких оборотах, ведь пиковые 240 Н•м крутящего момента в распоряжении уже с 1600 об/мин. Автоматическая 8-ступенчатая трансмиссия работает плавно и быстро переключает передачи. Разгон до 100 км/ч занимает 9,9 с, а максимальная скорость равна 202 км/ч. Универсал расходует 7,8 л/100 км в городском цикле и, 5,2 л/100 км – в загородном. Также универсал предложен  с 1,5-литровым атмосферным бензиновым мотором на 120 л. с.

«Четверка» Kia объемом 1,4 л развивает 140 л. с. Двигатель работает плавно и не очень громкий. К тому же, его характер покладистый, а тяги на малых оборотах хватает. Пиковые 242 Н∙м крутящего момента достигаются всего при 1500 об/мин и доступны до 3200 об/мин. А 7-ступенчатый «робот» с двумя сцеплениями демонстрирует быстрые переключения без толчков. Универсал разгоняется до 100 км/ч за 9,4 с и развивает 205 км/ч. А вот «аппетит» у него самый маленький в тройке – 6,7 л/100 км в городе и 5,0 л/100 км – на трассе.

У Skoda под капотом – 1,4-литровый 150-сильный мотор. Он довольно тяговит на «низах», ведь максимальные 250 Н∙м крутящего момента в распоряжении уже с 1500 об/мин. Двигатель работает плавно, а его звук приятный и не слишком громкий. Новый 8-ступенчатый «автомат» работает плавно и при этом быстро. Динамика лучшая в тройке: разгон до 100 км/ч осуществляется за 9,1 с, а максимальная скорость составляет 216 км/ч. В городском цикле автомобиль расходует 7,9 л/100 км, а на шоссе – 5,4 л/100 км. В Украине для Octavia также доступен 1,5-литровый 150-сильный турбомотор, дополненный гибридной установкой.

Универсал Ford отличается отточенной управляемостью. Его рулевое управление на удивление острое и точное, а также самое информативное в тройке. Поворачиваемость близка к нейтральной, а сцепление с дорогой очень хорошее. Крены кузова в поворотах совсем небольшие, хотя при этом подвеску жесткой не назовешь, да и клиренс в версии Active немалый – 170 мм. Ходовая легко справляется с подавляющим большинством выбоин. Хорошо проявляют себя и тормоза – обеспечивают отличное замедление. Также у Focus очень хорошая шумоизоляция пассажирского отсека, что особенно заметно на скорости свыше 120 км/ч.

Kia Proceed также интересен в управлении. Пониженный центр тяжести улучшил поведение автомобиля на извилистых дорогах. Универсал мало кренится в поворотах, хотя добились этого, сделав пружины подвески довольно-таки упругими. Да и колеса в автомобиля 17-дюймовые, а у соперников – 16 дюймовые. Хотя подвеска легко справляется с большинство дорожных неровностей. У автомобиля хорошее сцепление с дорогой, а рулевое управление стало точнее и информативнее. Нажатием кнопки можно менять его остроту. У ProCeed неплохая шумоизоляция, поэтому на больших скоростях внутри тихо.

Skoda демонстрирует уверенную и безопасную управляемость. Рулевое управление универсала отличается точностью и информативностью. Сцепление с дорогой и курсовая устойчивость – на высоте, а в поворотах автомобиль уверенно держит траекторию. Подвеска Octavia Combi достаточно упругая, хотя все же несколько мягче, чем у Proceed. Она энергоемкая и неплохо справляется с дорожными неровностями, но при этом нежелательные движения кузова мало проявляются. У автомобиля хорошая шумоизоляция, поэтому на скорости 120 км/ч в салоне тихо. Тормоза Skoda также хорошие: замедление хорошее, а усилие на педали легко дозируется.

Skoda Octavia Combi 1,4 TSI Style наиболее доступная в тройке –стоит 801 160 гривен. Также универсал обладает самым вместительным багажником. Цена Kia Proceed 1,4 T-GDI GT Line – 850 170 гривен, а его преимущества – экономичность и богатая комплектация. Ford Focus Wagon 1,5 EcoBoost Active Plus самый дорогой – 863 тыс. гривен. Он привлекает хорошо настроенной ходовой.


Технические характеристики

Модель Ford Focus Active Wagon Kia Proceed Skoda Octavia Combi
Тип кузова универсал
Количество дверей/мест, шт. 5/5
Снаряженная/полная масса, кг 1445 1436 1357
Длина/ширина/высота, мм 4693/1820/1504 4605/1800/1442 4689/1829/1468
Колесная база, мм 2700 2650 2686
Колея передняя/задняя, мм 1503/1523 1555/1563 1543/1535
Клиренс (дорожный просвет), мм 170 135 140
Объем багажника мин/макс, л 608/1650 594/1465 640/1700
Диаметр разворота, м 11,0 10,6 11,1

Двигатель

Рабочий объем, см3 1498 1353 1395
Тип Бензиновый, с турбонадудвом
Расположение спереди, поперечно
Расположение и количество цилиндров В ряд, 3 В ряд, 4 В ряд, 4
Количество клапанов/распредвалов, шт. 12/2 16/2 16/2
Макс. мощность, л. с. при об/мин 150 при 6000 140 при 6000 150 при 4500
Макс. крутящий момент, Н·м при об/мин 240 при 1600-4500 242 при 1500-3200 250 при 1500-3500
Топливо/емкость бака, л Аи-95/53 Аи-95/50 Аи-95/50

Трансмиссия

Тип привода передний
Коробка передач 8-ст. автоматическая 7-ст. роботизированная, с двумя сцеплениями 8-ст. автоматическая

Ходовая

Передняя подвеска Независимая типа McPherson, со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Независимая, многорычажная, со стабилизатором поперечной устойчивости
Тормоза передние дисковые, вентилируемые
Тормоза задние дисковые
Количество подушек безопасности, шт 6 6 4
Сервисные и тормозные системы ABS, EBD, ESP
Размер шин 215/55 R18 225/45 R17 205/60 R16

Эксплуатационные показатели

Время разгона от 0 до 100 км/ч, с 9,9 9,4 9,1
Максимальная скорость, км/ч 202 205 216
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 7,8 6,7 7,9
загородный цикл 5,2 5,0 5,4
смешанный цикл 6,2 5,7 6,4
Стоимость тестируемого автомобиля (в Украине), гривен 863 000 850 170 801 160
Первое техобслуживание, км 10 000
Периодичность техобслуживания. км 10 000