Nissan Z-серии: японская классика

Большинство спортивных моделей сложно назвать массовыми. Мощные и быстрые купе и кабриолеты как правило недешевые, а потому объемы их продаж небольшие. Впрочем, есть и исключения и одно из них – Z-серии. Первый ее представитель Nissan 240Z не только стал очень популярным, но и сделал имя японской марке за пределами Страны восходящего солнца.

Идея создания 240Z родилась у талантливого менеджера Ютаки Катаямы. Именно он убедил руководство Nissan выйти за пределы Японии и открыть для себя новые рынки. Особенно перспективными в этом плане он считал США, а потому в 1968 году его и назначили президентом американского представительства Nissan. Поначалу компактные японские автомобили не слишком удачно продавались в Шатах так, как местные автолюбители в то время предпочитали большие и мощные модели. И тогда Катаяма решил создать имиджевое спортивное купе, которое бы привлекло внимание ко всей линейке Nissan. Кстати, схожим путем ранее пошли Honda и Toyota, создав спортивные S600 и 2000GT, соответственно.

Катаяма решил, что этой новое купе не будет мощным, как Ford Mustang или Chevrolet Camaro, но зато станет увлекательным в управлении. Разработку поручили директору спортивного подразделения Nissan Йошихико Матсуо. Уже год спустя автомобиль был готов.

Nissan 240Z 1969 года

Публике представили элегантное 4,1-метровое заднеприводное купе. Немецкий стилист граф Альберт фон Герц спроектировал изящный автомобиль с длинным капотом и сдвинутым назад салоном. Под капотом установили 2,4-литровую рядную «шестерку», поэтому новинку назвали 240Z. Двигатель развивал 161 л. с., но поскольку Nissan весил всего 1025 кг, то динамика была очень неплохой. С 5-ступенчатой механической трансмиссией он разгонялся до 100 км/ч за 8 с и достигал 200 км/ч. Хорошей управляемости способствовали независимая подвеска всех колес и передние дисковые тормоза. При этом купе получилось и экономичным – расходовало 11 л/100 км в городском цикле. Салон декорировали кожей, а в качестве опции предложили кондиционер.

Элегантный дизайн разработал немецкий стилист граф Альберт фон ГерцМасса купе – всего 1025 кгСалон декорировали кожейРядная 2,4-литровая «шестерка» развивала 161 л. с.

Но главным преимуществом 240Z стала его цена в 3500 долларов, что было ощутимо дешевле аналогичных европейских моделей. Поэтому вскоре за новым Nissan выстроились очереди покупателей как в США, так и в Европе. К слову, в ряде стран модель продавали как Datsun 240Z. Свои способности он продемонстрировал и на гоночных  автодромах: уже с 1970 года начал выигрывать соревнования кузовного чемпионата SCCA.

С 1970 года 240Z начали побеждать в кузовном чемпионате SCCA

Автомобиль постоянно модернизировали. Так, в 1971 году в качестве опции предложили автоматическую трансмиссию, а два года спустя карбюраторы заменили системой впрыска топлива. Когда в США в 1974 году вступили в силу более жесткие экологические нормы, был подготовлен вариант 260Z. Объем его двигателя увеличили до 2,6 л, но мощность осталась прежней. К тому же, 260Z предлагали и в удлиненной версии с посадочной формулой 2+2. А год спустя начали производство Nissan 280Z. Несмотря на больший объем двигателя (2,8 л), мощность упала до 149 л. с., но зато уменьшился и уровень вредных выбросов. В таком виде модель выпускалась до 1978 года, а общее количество выпущенных автомобилей всех модификаций превысило 150 тысяч.

Nissan 260Z 2+2 получил задние сиденья

Второе поколение купе, названное 280ZX, разрабатывали уже без Ютаки Катаямы. Внешне оно во многом наминало предшественника, но стало крупнее и тяжелее. Зато удалось существенно улучшить аэродинамику Nissan. Впервые предложили гидроусилитель руля и версию тарга со съемными панелями крыши. Базовый мотор остался прежним, но с 1981 года началось производство Nissan 280 ZX Turbo. Турбонаддув поднял мощность двигателя до 180 л. с., а время разгона до 100 км/ч сократилось до 7,4 с. Автомобиль продолжил успешное выступление в автогонках: помимо чемпионата SCCA он в 1979-1983 годах доминировал в кузовной серии IMSA.

Datsun 280ZX 1978 годаNissan 280ZX получил съемные панели крыши

Nissan 280 ZX долгожителем не стал и уже в 1984 году на смену ему пришло купе 300ZX. Он привлекал ярким клиновидным дизайном с выдвижными фарами и низким коэффициентом лобового сопротивления – 0,30. Новый 3,0-литровый V6 развивал 160 л. с. в обычной версии и 240 л. с. – с турбонаддувом. Более мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 7 с и достигал 240 км/ч. Третье поколение купе превзошло успех своих предшественников, ведь за шесть лет было выпущено около 330 тыс. этих машин.

Nissan 300 ZX 1983 годаВторое поколение 300ZX получило 300-сильный турбомоторВ 1994 году Nissan 300ZX выиграл 24-часовую гонку в ДайтонеВ 1993 году модельный ряд впервые пополнился кабриолетом

В 1989 году публику удивили новым, высокотехнологичным Nissan 300ZX. Автомобиль получил целый набор инноваций – подруливаемые задние колеса, адаптивные амортизаторы, антиблокировочную систему тормозов ABS. В перечень опций добавили климат-контроль, CD-плеер, электропривод водительского сиденья и подушки безопасности. Наряду с купе впервые предложили и кабриолет.  Мощность доработанноно мотора достигла 222 л. с. в атмосферном варианте и 300 л. с. – с двумя турбинами. Nissan 300 ZX Turbo разгонялся до 100 км/ч за 6 с, а максимальную скорость ограничили на отметке 250 км/ч. Заметно улучшилась и управляемость автомобиля. Вскоре появилась и гоночная версия, которая в 1994 году выиграла знаменитую 24-часовую гонку в Дайтоне и заняла первое место в своем классе в Ле-Мане. За 11 лет собрали 164 тыс. купе.

Nissan 350Z 2002 года

В начале XXI века команда Nissan решила взять небольшой перерыв для разработки полностью новой модели Z-серии. Представили ее в 2003 году, а назвали 350Z. Цифровой индекс указывал на полностью новую 3,5-литровую атмосферную «шестерку» мощностью 300 л. с. Автомобиль стал быстрее и лучше в управлении. Купе успешно выступало в чемпионатах Grand Am и SuperGT.

Nissan 370Z Roadster 2010 годаЗаряженный Nissan 370Z Nismo 2013 года

С 2009 года в производстве находится шестое поколение модели – Nissan 370Z. Его 332-сильный двигатель позволяет разгоняться до 100 км/ч и достигать 100 км/ч за 4,8 с. Можно выбрать и 355-сильную заряженную версию от придворного ателье Nismo. Конечно, Nissan 370Z уже стал долгожителем и разговоры о его преемнике ходят давно, так что вскоре мы сможем увидеть абсолютно новую модель Z-серии.