ЗАЗ-965: юбилей украинского «народного» автомобиля

В истории многих автомобильных стран есть свои «народные» машины – массовые и недорогие модели. К ним, несомненно, относятся Ford T, и Volkswagen Beetle, и Citroen 2CV, и Fiat 500 и 600. Украинским «народным» автомобилем по праву считается . В нынешнем году горбатый «Запорожец» празднует свое 60-летие.

Над созданием компактной и недорогой микролитражки работали с конца 50-х годов в институте НАМИ. Она должны была стать преемником «Москвича-401», который прекратили выпускать в 1956 году. Новые модели «Москвича» стали крупнее и существенно дороже, а потому начали разработку автомобиля классом ниже. Поначалу его даже планировали выпускать на московском АЗЛК, но затем был выбран Запорожский завод «Коммунар», который до этого выпускал сельскохозяйственную технику.

Прототип «Москвич-444»

Конструкторам под руководством Александра Андронова поставили задачу создать четырехместный автомобиль длиной чуть больше 3 м и весом 600 кг. Первые прототипы «Москвич-444» появились в 1959 году и очень напоминали Fiat 600 – несомненно в НАМИ создавали модель с оглядкой на итальянский аналог.

ЗAЗ-965 первой серии, 1960 год

Как и Fiat 600, автомобиль был заднеприводным и заднемоторным, однако двигатель был другим. Первые прототипы получили двухцилиндровый «боксер» от мотоцикла «Урал», однако эта идея оказалась неудачной – мотор был шумным и маломощным. Поэтому был разработан 750-кубовый мотор V4 мощностью 23 л. с.

Двигатель расположили в заднем свесе

За полтора года завод в Запорожье переоборудовали для производства автомобилей. Первый автомобиль сошел с конвейера 1 октября 1960 года, а пробную партию машин выпустили до 22 ноября. Назвали новую модель «Запорожец». До конца этого же года завод выпустил еще около тысячи экземпляров ЗАЗ-965.

«Запорожец» получился простым и неприхотливым. Он развивал 90 км/ч и расходовал в среднем 6,5 л/100 км. Двигатель без проблем работал в сильный мороз. Крепкая торсионная подвеска получилась долговечной, а толстый кузовной металл не боялся мелких повреждений (при этом у авто был инновационный несущий кузов). К недостаткам относили малый багажник, плохую динамику и слабые замки дверей (двери могли открыться на ходу). За характерный дизайн в народе автомобиль очень быстро прозвали «горбатым».

Длина автомобиля – всего 3,3 мДизайн создан под влиянием Fiat 600

ЗАЗ-965 стоил всего 1800 рублей  – вдвое дешевле «Москвича» и в три раза дешевле «Волги». Тем не менее, среднестатистической советской семье все равно приходилось собирать на авто несколько лет, ведь 1800 рублей – это 20 средних месячных зарплат на то время. К слову, в народе шутили, что цена «Запорожца» - это тысяча бутылок водки.

Кстати, не все знают, что «Запорожцы» поставляли на экспорт, причем не только в страны соцлагеря, но и, например, в Бельгию и Финляндию. Была даже создана специальная экспортная модификация Yalta с улучшенной внутренней отделкой, хромированными деталями и радио, а еще ей даже предлагали двухцветную окраску. 

Экспортная версия Yalta

В скором времени  в Запорожье освоили производство грузовой модификации ЗАЗ-965С, предназначенной преимущественно для перевозки почты. Кроме того,  существовала специальная модификация с ручным управлением для людей с инвалидностью. Кстати, на базе «Запорожца» разрабатывали вседорожную линейку ЗАЗ-970, однако серийными эти автомобили так и не стали.

Почтовый ЗАЗ-965С 1962 годаПрототип вседорожного ЗАЗ-970, 1962 год

С 1962 года начали выпуск усовершенствованной версии ЗАЗ-965А с 887-кубовым мотором мощностью 27 л. с., а четыре года спустя появилась 30-сильная модификация, способная развить 100 км/ч. Кроме того, «Запорожцу» улучшили переднюю подвеску и тормоза, доработали салон. 

ЗАЗ-965А 1965 года

ЗАЗ-965 выпускали вплоть до 1969 года, причем в последнее время – параллельно с преемником ЗАЗ-966. Всего с конвейера сошли 322 106 автомобилей, что не так уж и много. Автомобиль не стал действительно массовым, однако в народе его полюбили. ЗАЗ стал героем кино, мультфильмов и многочисленных анекдотов.

Лимузин «Запорожец»Гоночный ZAZ-GTR мощностью 1500 л. с.Кабриолет ЗАЗ-965Памятник «Запорожцу» в Киеве

В наши дни самый первый «Запорожец» на дорогах – большая редкость, авто можно встретить в основном на ретро-фестивалях. Многие владельцы серьезно дорабатывают автомобили – существуют лимузин ЗАЗ-965, кабриолет и даже 1500-сильная гоночная версия, созданная сумскими мастерами. В общем, «Запорожец» действительно стал культовым украинским автомобилем и в Киеве ему даже поставили памятник.