Pontiac Firebird: американская огненная птица

Для автомобильной Америки 60-х годы – золотая эра. Особенно популярными в те времена были заднеприводные модели с V8, мощность которых порой превышала 400 л. с. Именно тогда появились культовые Ford Mustang, Chevrolet Corvette Stingray и Camaro, GTO. Пожалуй, не менее знаменитым стал и , названный в честь огненной птицы Феникса.

Как ни странно, к появлению Pontiac Firebird концерн General Motors подтолкнул прорыв Ford Mustang. Компактный (по американским меркам) спортивный автомобиль за два года нашел свыше миллиона покупателей. Бросить вызов ему решили сразу двумя моделями: в конце 1966 года увидели мир Chevrolet Camaro и Pontiac Firebird. Таким образом, сформировался новый сегмент автомобилей, названный pony cars («автомобили-пони», то есть компактная «лошадка»).

На логотипе Firebird изображена огненная птица Феникс

Первый Firebird представили в 1967 году

Camaro и Firebird были заднеприводными купе длиной 4,8 м с огромным капотом и укороченной задней частью. Общей была и платформа с независимой передней подвеской и неразрезным мостом сзади. Внешне Pontiac отличался от собрата дизайном передней части, иным оформлением салона и моторами. Базовая версия была весьма доступной и предназначалась для молодежи, но за доплату можно было заказать радио, кондиционер, гидроусилитель руля, передние дисковые тормоза, круиз-контроль и автоматическую трансмиссию. Если начальный вариант оснащали 3,8-литровой 165-сильной «шестеркой», но за доплату предлагали V8 объемом 5,3 л (250 и 285 л. с.) и 6,6 л (325 л. с.). Самый мощный вариант разгонялся до 100 км/ч за 6,2 с и достигал 200 км/ч.

Кабриолет Pontiac Firebird 1967 года

Pontiac Firebird Trans Am 1969 годаДвигатель Firebird Trans Am дополнили динамическим наддувом

Pontiac Firebird обрел популярность не только благодаря яркому названию (в переводе с английского оно означает «огненная птица»), но и благодаря неплохим динамическим характеристикам, а также привлекательной цене. За первый год продали 82 тыс. купе и кабриолетов, а в 1968 году с конвейера сошло уже свыше 100 тыс. машин. Затем модель обновили – изменили оптику и решетку радиатора, а также представили заряженную версию Trans Am, обозначившую участие Pontiac в одноименной гоночной серии. Она отличалась воздухозаборниками на капоте и задним спойлером. Также мощность 6,6-литрового V8 подняли до 345 л. с. благодаря улучшенной системе впуска Ram Air. Результат – 5,6 с до 100 км/ч. При этом огромный крутящий момент в 580 Н•м делал «восьмерку» очень эластичной.

К 1970 году разработали второе поколение Firebird, но его премьеру отложили на полгода из-за страйка на заводах General Motors. Дизайн купе стал элегантнее, с наклоненными на большой угол стойками крыши и заостренным спойлером на крышке багажника. От кабриолета отказались. Как и ранее, базовую модификацию оснастили шестицилиндровым двигателем, а 6,6-литровый мотор развивал от 265 л. с. в версии Esprit до 370 л. с. в Trans Am. В Pontiac серьезно поработали над шасси, что заметно улучшило управляемость. На извилистых дорогах Firebird мог даже соревноваться с легким Corvette. А с 1971 года представили и огромный 7,4-литровый V8 мощностью 335 л. с. и с невероятным крутящим моментом в 680 Н•м.

Второе поколение Firebird представили в 1970 годуFirebird второй генерации выглядел элегантнее благодаря большему углу наклона задних стоек крыши

Первая половина 70-х годов стала не лучшим временем для мощных авто. Сначала ввели строгие экологические нормы, а затем и топливный кризис начался. Цены на бензин взлетели в несколько раз, что больно ударило по 300-400-сильным моторам, расходующим 20-30 л/100 км. Таким образом, большие двигатели постепенно начали снимать с производства. Впрочем, в Pontiac держались до последнего и выпускали 7,4-литровый Firebird SD-455 вплоть до 1974 года. Конечно, мощность снизили до 290 л. с., но этого хватало, чтобы развивать 200 км/ч и считаться самым быстрым в своем классе. Однако, далеко не все соглашались приобрести прожорливое купе, поэтому ежегодно собирали по 500-1000 SD-455.

В 1971 году для версии Trans Am предложили огромный 7,4-литровый V8Pontiac Firebird Trans Am SD-455 – одна из последних мощных моделей 70-х годов

В 70-х многие знаменитые модели отправили на покой, но Firebird остался в строю, пусть его самая дорогая версия получила скромный 200-сильный двигатель. А переднюю часть изуродовали резиновыми бамперами, установленными в соответствии с новыми стандартами безопасности. Привлекать покупателей решили богатой комплектацией – кожаным салоном, центральным замком, электростеклоподъемниками.

С 1975 года Firebird Trans Am получил съемную крышу, а капот украсили огромным изображением огненной птицы, феникса. Особенно популярным Firebird  стал, сыграв роль в знаменитом приключенческом фильме «Смоки и бандит» 1977 года. Тогда удалось продать 155 тыс. купе. В 1979 году автомобиль оснастили новым 5,0-литровым V8 с турбонаддувом, но он развивал всего 210 л. с. Именно эта версия год спустя удостоилась чести стать официальным автомобилем безопасности в престижной гонке «500 миль Индианаполиса».

Модель 1976 года получила съемные панели крышиPontiac Firebird 1977 годаВ 1979 году двигатель Firebird оснастили турбонаддувом

К началу 80-х уже стало понятно, что конструкция автомобиля устарела и начали разработку модели третьего поколения. Представили полностью новый Firebird в 1982 году. Клиновидный автомобиль с заостренной передней частью и выдвижными фарами выглядел очень современно. К тому же, он стал легче на 200 кг и улучшилась аэродинамика. Салон выполнили в авиационном стиле. Базовой была скромная 2,5-литровая 90-сильная «четверка», но предложили и 3,8-литровую «шестерку» с турбонаддувом, и 5,0-литровый 210-сильный V8. А позже появился и 5,7-литровый 235-сильный мотор. С ним автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 6,5 с и развивал 217 км/ч. Впервые предложили 5-ступенчатую «механику» и 4-ступечнатый «автомат», снова стал доступным и кабриолет. А в 1989 году Firebird снова стал машиной безопасности в «500 миль Индианаполиса».

Pontiac Firebird третьего поколения, 1982 год

Десять лет спустя произошла очередная смена поколений Firebird. Новинка стала более обтекаемой, обрел акулий «нос», но сохранил фирменные выдвижные фары. Двигатели получили солидную прибавку в мощности: даже стандартная «шестерка» развивала 160-200 л. с., а 5,7-литровый V8 – 275-325 л. с. Самый мощный Firebird достигал 100 км/ч за 4,7 с, а его максимальную скорость ограничили на отметке в 260 км/ч.

Кабриолет Pontiac Firebird 1990 годаЧетвертое поколение Pontiac Firebird появилось в 1992 годуPontiac Firebird Convertible 1998 годаPontiac Firebird 1999 года

В 2002 году Pontiac Firebird праздновал свое 35-летие. К юбилею выпустили специальную версию, но затем концерн General Motors решил снять модель с производства, как и ее собрата Chevrolet Camaro. Но если Camaro возродили семь лет спустя, то Firebird не повезло. Крест на новом поколении модели поставила ликвидация марки Pontiac. Но модель остается популярной в наши дни: особенно пользуются спросом автомобили 1967-1973 годов выпуска.

Последний серийный Firebird выпустили в 2002 году