Porsche 356: с него начиналась легенда

Компания стала всемирно известной, в первую очередь, благодаря гоночным победам и модели 911. Впрочем, на ноги она стала уже в 50-х годах, причем благодаря своему первенцу – . Он позволил молодой компании закрепиться в элите производителей спортивных автомобилей.

Прототип Тур 64 1940 года – предшественник Pоrsche 356

Porsche 356 – плод совместной работы отца и сына Порше. Еще в 1940 году Фердинанд Порше-старший создал оригинальный прототип Typ 64 для гонки Берлин-Рим. В его основе лежали шасси и двигатель от доступного Volkswagen Beetle – еще одного творения Порше. После войны гениальный конструктор был несправедливо обвинен в военных преступлениях и на время суда арестован. Тогда за дело взялся его сын Фердинанд Порше-младший – он открыл небольшое предприятие в австрийском Гмунде и продолжил развитие проекта Тур 64. Вместе со стилистом Эрвином Комендой (автором дизайна Beetle) они создали компактный спортивный автомобиль на агрегатах «Жука. Благодаря кузову из алюминиевых сплавов он весил всего 589 кг. Доработанный оппозитный четырехцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением объемом 1,1 л развивал мощность 40 л. с. и  паре с 4-ступенчатой механической трансмиссией позволял разгоняться до 135 км/ч. Подвеску всех колес сделали независимой.

Pоrsche No.1 1948 годаОтец и сын Порше и Эрвин Коменда возле своего первенца

Когда Порше-старшего наконец оправдали и освободили, сын показал ему проект 356/1 и они вместе начали его доработку. В июне 1948 года выкатили из мастерской первый прототип Porsche No.1. Фердинанд Порше-младший лично испытывал кабриолет на альпийских серпантинах. А через две недели Porsche No.1 уже выиграл первое соревнование – горную гонку в Инсбруке. Вскоре появилось и обтекаемое купе, которое заняло первое место в своем классе гонке «24 часа Ле-Мана». В Гмунде наладили ручную сборку и до конца года выпустили 52 автомобиля, названных Porsche 356.

Серийное купе Pоrsche 356 австрийской сборки

В 1950 году Фердинанду Порше удалось перенести производство в Штутгарт. Немецкие Porsche заметно отличались от своих собратьев австрийской сборки. Во-первых, двигатель переместили в задний свес – по примеру Volkswagen. А во-вторых, в целях экономии средств алюминий заменили на сталь. С 1951 года начали предлагать и более мощный вариант с 1,3-литровым 45-сильным двигателем.

Гоночная версия купе победила в своем классе в гонке «24 часа Ле-Мана»У модели штуттгартской сборки кузов изготовлен из сталиС 1950 года двигатель 356 размещен в заднем свесе кузоваДвигатель позаимствован у Volkswagen BeetleОснащение купе включало радиоприемник

Фердинанд Порше-старший умер в 1952 году, но еще успел увидеть успех своего детища. Постепенно объемы производства Porsche 356 выросли до 140 машин в месяц. Автомобиль стал набирать популярность в Германии и за ее пределами, ведь он был быстрым и увлекательным в управлении, и при этом недорогим в содержании. Например, средний расход топлива составлял всего 7,3 л/100 км, а многие запчасти можно было взять у бюджетного Volkswagen Beetle.

Однако, цена в 4200 долларов (около 41 тыс. по современному курсу) в те дни не считалась низкой. Из-за нее очень медленно шли продажи на самом большом автомобильном рынке – североамериканском. Спас положение дилер из США Макс Хоффман. Немец по национальности, он продвигал за океаном Mercedes-Benz, Volkswagen и Porsche.

Pоrsche 356 Speedster создали для США

Хоффман посоветовал Фердинанду Порше-младшему создать особую версию Porsche 356 для Америки. Так в 1954 году появился знаменитый  Speedster. От стандартного кабриолета 356 он отличался низким лобовым стеклом и отсутствием боковых окон. Из салона убрали радио и часть отделки, что не только позволило снизить массу до 800 кг, но и уменьшить стоимость до 3000 долларов. А новый 1,5-литровый мотор мощностью 55 л. с. повысил максимальную скорость до 155 км/ч. Speedster сразу же обрел популярность в Штатах – лишь за первый год там продали свыше тысячи этих кабриолетов. Всего же за четыре года выпустили более 4000 Speedster.

Pоrsche 356 Carrera 1955 годаPоrsche 356A Coupe 1956 года

Легкие и быстрые Porsche 356 не оставляли соперникам ни единого шанса. В своем классе с объемом двигателя до 1,6 л они победили в престижных гонках Mille Miglia, Targa Florio и Carrera Panamericana. Последний триумф увековечили в названии особой версии модели – 356 Carrera. Мощность ее 1,5-литрового мотора повысили до 110 л. с., что позволяло развить 190 км/ч.

В 1956 году представили обновленный Porsche 356A. Ему изменили оптику и бампера, а лобовое стекло стало панорамным. В салоне появилась новая передняя панель. Но самое главное, подготовили новый 1,6-литровый «боксер», доступный в двух вариантах мощности – 60 и 75 л. с. Carrera продолжили выпускать со старым двигателем, но его мощность подняли до 115 л. с.

Pоrsche 356B Coupe 1959 годаГоночный Pоrsche 356B Carrera 2 GT разгонялся до 240 км/ч

С 1959 года наладили выпуск улучшенного 356В. Его снова обновили внешне, а внутри установили новое рулевое колесо. На смену Speedster пришел новый кабриолет 356В Roadster. В списке опций появился огромный люк в крыше. Базовые моторы остались прежними, но к ним прибавились более мощные модификации – 1,6-литровый 90-сильный 356B Super 90 и 2,0-литровый Carrera 2. Последний развивал 130 л. с. в дорожной версии, что давало возможность достичь 200 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 9,2 с. Мощность облегченного гоночного варианта составила 160 л. с., а максимальная скорость – 240 км/ч. Обе версии Carrera 2 получили дисковые тормоза всех колес. А в 1960 году выпустили небольшую серию из 20 Carrera GTL Abarth с обтекаемыми кузовами от Франко Скальоне. Porsche 356B стал самой массовой версией модели: за четыре года выпустили 31 тыс. купе и кабриолетов.

Pоrsche 356B Roadster 1960 годаPоrsche 356B Carrera GTL Abarth 1960 года

С 1963 года уже стартовало производство полностью нового Porsche 911, но его предшественник 356 еще оставался в строю. Подготовили финальный его вариант – 356С. Мощность стандартной 1,6-литровой «четверки» подняли до 75 л. с., были также доступны 95-сильный 356С SC и 130-сильный Carrera 2 Дисковые тормоза стали частью базового оснащения. В таком виде купе и кабриолет выпускали на протяжении двух лет. Последний Porsche 356 сошел с конвейера в конце 1965 года. Всего за почти два десятилетия было изготовлено 77 895 автомобилей – неплохой результат для спортивной модели.

Pоrsche 356C 1963 годаPоrsche 356C Carrera 2 1963, год

Porsche 356 – пример того, на основе массового Volkswagen можно сделать отличный спортивный автомобиль. Простота стала составной частью его успеха, а фирма Porsche, благодаря ему обрела известность. Поэтому сейчас 356 ценится среди автолюбителей. Хотя некоторые версии относительно недорогие (30-40 тыс. евро), эксклюзивные Speedster и Carrera на аукционах продают за 200-300 тыс. евро. Кроме того, сейчас существует много мелких компаний, создающих современные копии Porsche 356.