Fiat 600: культовый маленький итальянец

Италия знаменита как скоростными и эксклюзивными спортивными моделями, так и миниатюрными недорогими автомобильчиками для города. Причем массовые модели также имеют свой неповторимый шарм. Яркий пример тому – 600, ставший по-настоящему культовым.

Fiat_600 дебютировал в 1955 году

Fiat 600 – творение талантливого итальянского конструктора Данте Джакозы, которого по праву называют отцом самых известных компактных Fiat. Он является автором таких знаменитых и успешных моделей, как 508, 500 и 126. В начале 50-х годов на волне послевоенного экономического подъема итальянский концерн взялся обновлять свой модельный ряд. Джакозе поручили разработать новую городскую модель, которая сменила бы Fiat 500 Topolino. Она должна была быть небольшой, несложной в производстве  и, главное, доступной. Ведь хотя Италия и переживала промышленный бум, большинство граждан все же еще не стали зажиточными.

Данте Джакоза – «отец» Fiat_600

Новое детище Джакозы показали на Женевском автосалоне 1955 года. Двухдверный седан длиной 3,22 м и с колесной базой в 2 м весил всего 580 кг. Он привлекал внимание современными аэродинамическими формами и покатой линией крыши. Внутри оказался на удивление просторным – вмещал четверых. Конечно, отделка салона была весьма спартанской – например, о такой «роскоши», как тахометр даже речь не шла. Хотя за доплату был доступен радиоприемник. Впрочем, автомобиль оказался надежным и продемонстрировал свою неубиваемость в автопробеге «Калькутта-Рим».

При длине 3,22 м автомобиль весил 580 кгВсего выпустили около 5 млн. Fiat 600Салон отличался спартанским стилем

Расположенная в заднем свесе 633-кубовая рядная «четверка» мощностью 21 л. с. работала в паре с 4-ступенчатой механической трансмиссией и разгоняла автомобиль до 95 км/ч. Расход топлива был небольшим – 7,4 л/100 км. Интересно, что подвеска всех колес была современной, независимой, причем двойные листовые пружины также исполняли роль стабилизаторов поперечной устойчивости.

633-кубовая «четверка» развивала 21 л. с.Двигатель разместили в заднем свесе

Однако главным достоинством Fiat 600 была его демократичная цена – 590 тыс. лир, что равноценно нынешними 7000 евро. Именно она стала залогом успеха модели. Итальянцы, а затем и жители других европейских стран выстроились в очередь за доступным «малышом». Вскоре линейку 600-го расширили – представили полукабриолет со сдвижной тканевой крышей и оригинальный Multipla. Последний – считается прародителем компактных мини-вэнов. При длине в 3,5 м этот однообъемный автомобиль был шестиместным – с тремя рядами сидений. Благодаря большой вместимости он сразу стал популярным среди итальянских таксистов. А в 1958 году представили оригинальный пляжный Fiat 600 Jolly. У него отсутствовали  двери, а вместо крыши был тканевый тент. Компактные Jolly пользовались большой популярностью не только на средиземноморских курортах, но даже в Калифорнии.

В 1956 году представили вариант со сдвижной тканевой крышейШестиместный Fiat 600 Multipla – прародитель современных мини-вэновПляжный Fiat 600 Jolly, 1958 год

Очень быстро заводы Fiat перестали справляться с огромным спросом на 600-й. Поэтому производство развернули в Аргентине, Испании (под названием Seat 600) и Германии (как Neckar Jagst 600). А некоторое время спустя на его основе создали четырехдверный седан Seat 800. В феврале 1961 года увидел мир миллионный Fiat 600.

Немецкий Neckar Jagst 1960 годаSeat 600 производили в ИспанииЧетырехдверный Seat 800Югославский Zastava 750 выпускали вплоть до 1985 года

В 1960 году семейство модернизировали – появился Fiat 600 D. Его оснастили новым 767-кубовым 30-сильным мотором, что подняло максимальную скорость до 110 км/ч. А с 1965 года автомобиль получил новую оптику и топливный бак большего объема.

Обновленный Fiat 600 D 1960 года

Руководство Fiat продолжило расширять географию производства своей массовой модели. И даже рсикнули наладить сотрудничество со странами соцлагеря. Свои взоры оно обратило на Югославию, тем более, что ее лидер Иосиф Броз Тито в  юном  возрасте работал в гоночной команде Fiat. В 1967 году с конвейера сошел первый Zastava 750 – югославский вариант Fiat 600. Наряду со стандартной модификацией вскоре подготовили и более мощную, 33-сильную, версию. Интересно, что итальянская модель совершила огромное влияние и на создание народного украинского автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец». В чертах «горбатого» угадывается стиль Fiat 600, хотя в конструкции двух моделей есть существенные различия.

Fiat Abarth 850 TC Corsa 1962 годаAbarth 750 GT Zagato использовал платформу Fiat 600

В истории Fiat 600 существует еще одна глава – гоночная. Казалось бы, такой автомобиль не может быть спортивным. Но итальянцы не были бы итальянцами, если бы не попробовали его в соревнованиях. И весьма успешно: известный конструктор Карло Абарт увидел в 600-том огромный потенциал. На его базе он создал целую плеяду спортивных модификаций. Их мощность выросла почти вдвое – до 57 л. с., а максимальная скорость достигла 150 км/ч. Кроме того, на платформе Fiat 600 в Abarth разработали небольшое купе 750 с кузовом Zagato. Самый мощный его 100-сильный вариант легко развивал 200 км/ч и был оснащен дисковыми тормозами. На счету маленьких и легких Abarth – десятки побед в различных гоночных сериях. В частности с 1962 по 1967 год итальянская команда неизменно выигрывала европейский кузовной чемпионат в своем классе.

Производство Fiat 600 и Multipla в Италии свернули в 1969 году. Но до 1973 года его выпускали в Испании, до 1982 года – в Аргентине, а югославский Zastava собирали вплоть до 1985 года. Всего изготовили около 5 млн. этих доступных автомобилей. Массовый Fiat 600 стал воистину итальянским «народным» автомобилем. И именно его упоминает Тото Кутуньо в своей знаменитой песне L’Italiano.