Nissan Skyline GT-R: культовый Годзилла

Япония дала миру немало интересных спортивных моделей. Одной из самых культовых из них является Nissan Skyline GT-R. Этот спортивный автомобиль стал воплощением технологий Страны восходящего солнца и давно уже является культовым.

Первая заряженная версия Nissan Skyline появилась еще в начале 60-х годов. Nissan тогда вышел на мировой рынок и для популяризации марки было решено участвовать в гонках. Выбор пал на кузовной чемпионат Gran Turismo. Однако подходящего гоночного автомобиля на то время еще не было.

За помощью в его создании обратились в подразделение – Prince. Там решили доработать седан среднего класса Nissan Skyline. Но поскольку его 1,5-литровый мотор не был достаточно мощным, то под капотом установили 2,0-литровую рядную «шестерку» от Nissan Gloria. После доработок его мощность достигла 165 л. с. Также добавили дифференциал повышенного трения и дисковые тормоза всех колес. Под названием Skyline 2000 GT четыре машины заявили на Гран-при Японии 1964 года и в гонке они заняли места со второго по шестое. Вперед пропустили лишь спортпрототип Porsche 904.

Серийный Prince Skyline 2000GT, 1964 год

Вскоре выпустили и серийную версию Prince Skyline 2000GT с дефорсированным 125-сильным мотором. Несмотря на малые объемы производства, она оказалась успешной и ее развитие решили продолжить.

Nissan Skyline 2000 GT 1964 года

В конце 1968 года появилось новое поколение Nissan Skyline, а спустя несколько месяцев показали и заряженный вариант 2000 GT-R. Именно он является прародителем «семейства». Благодаря 2,0-литровому 160-сильному двигателю автомобиль развивал 200 км/ч. Дизайн стал более строгим, а наряду с седаном предложили и купе. За три года выпустили около 2000 машин. Уже в дебютной гонке Японской автомобильной федерации двухдверная версия одержала убедительную победу. За четыре года количество триумфов достигло 49.

Nissan Skyline 2000 GT-R 1969 годаКупе Nissan Skyline 2000 GT-R 1970 годаNissan Skyline 2000 GT-R добыл почти полсотни побед в гонках

Следующий Skyline 2000 GT-R 1973 года сохранил платформу и рядную «шестерку» предшественника, однако преобразился внешне. Второе поколение предлагали только с кузовом купе. На смену граням пришли более стремительные формы. В частности, у задних стоек крыши увеличили угол наклона, а на крышке багажника установили спойлер. Но разразившийся мировой топливный кризис резко уменьшил спрос на спортивные модели. Тем более, в линейке Nissan уже было более доступное купе 240Z. Поэтому за два месяца удалось собрать лишь 195 Skyline 2000 GT-R и в дальнейшем развитие дорожной модели прекратили.

Nissan Skyline 2000 GT-R 1973 года выпустили в количестве 195 единиц

Тем не менее, от работ над гоночными версиями в Nissan не отказались. Их готовили для японского кузовного чемпионата Super Silhouette. Так, модель 1982 года получила 2,1-литровый четырехцилиндровый турбомотор мощностью 570 л. с. За два года заводская команда завоевала семь побед.

Nissan Skyline Super Silhouette 1982 года

Но переход в новую кузовную серию Group A заставил возобновить выпуск серийных Skyline GT. Регламент гонок требовал собрать 800 дорожных машин. Поэтому в 1987 году появилось купе Nissan Skyline 2000 GTS-R с 2,0-литровым 210-сильным турбодвигателем.

Nissan Skyline GTS-R 1987 года

В конце 80-х годов на волне экономического подъема японские автопроизводители представили целую плеяду спортивных моделей – Honda NSX, Mitsubishi 3000GT, Toyota Supra. В Nissan же решили возродить «горячие» версии Skyline. В 1989 году дебютировал новый Nissan Skyline GT-R32. Купе вобрало все последние достижения отрасли. «Шестерка» с двойным турбонаддувом объемом 2,6 л развивала 276 л. с., что позволяло разгоняться до 100 км/ч за 5,6 с и развивать  250 км/ч. Автомобиль получил полный привод и антиблокировочную систему тормозов ABS, а задние колеса были управляемыми.

Nissan Skyline GT-R32, 1989 год

Skyline GT-R32 стал гораздо популярнее предшественников. Он был весьма недорогим (45 тыс. долларов) и за пять лет выпустили свыше 43 тыс. купе. Особняком среди них стояли версии V-Spec и N1 с более жесткой подвеской. Купе добилось успехов и в соревнованиях: оно выиграл все 29 Гран-при японского чемпионата JGTC, в которых принимало участие. В Австралии GT-R32 наголову разбил всех в гонке Bathurst 1000. Непобедимый Nissan получил прозвище «Годзилла».

Гоночный вариант Skyline GT-R32 не знал поражений в японском чемпионате JTCC

Успех продолжил новый Nissan Skyline GT-R33 1995 года. Внешне он мало чем отличался от предшественника, да и с технической точки зрения являлся обновленной его версией. Впрочем, полный привод дополнили активным межосевым дифференциалом. Для гонок же подготовили 600-сильный вариант. Он продолжил победоносный ход в японском чемпионате и даже занял 10-место в престижной 24-часовой гонке в Ле-Мане. А вот уровень продаж уменьшился до 16 тыс. машин за три года.

Nissan Skyline GT-R33 1995 годаОблегченный Nissan Skyline GT-R33 V-Spec, 1996 годСедан Nissan Skyline GT-R 1997 годаSkyline GT-R LM подготовили для 24-часовой гонки в Ле-Мане

Очередной эволюцией купе стал Skyline GT-R34 1999 года. Хотя официально мощность его двигателя осталась прежней, на деле он развивал около 330 л. с. Просто японские законы на то время запрещали выпуск легковых автомобилей с моторами мощностью свыше 280 л. с. Купе разгонялось до 100 км/ч за 5,2 с. Как и ранее, был доступен и облегченный вариант V-Spec. Он, кстати, установил рекорд прохождения круга на автодроме Нюрбургринг. В таком виде автомобиль выпускали до 2002 года и собрали около 12 тыс. GT-R34.

Nissan Skyline GT-R34 1999 года

В Nissan поняли, что постепенно их модель начала терять покупателей и прекратили производство Skyline GT-R. Но это не означало конец истории автомобиля: просто разработчики взяли паузу для разработки полностью нового купе. В 2007 году увидел мир новый Nissan GT-R. От Skyline в названии отказались, ведь с этой моделью он уже не имел ничего общего. Обтекаемый автомобиль получил 3,8-литровый 480-сильный V6 с двойным турбонаддувом, трансмиссию с двумя сцеплениями и адаптивные амортизаторы. Сохранили и полный привод, а в списке опций появились карбоново-керамические тормоза. Максимальная скорость составила 300 км/ч.

Nissan GT-R 2007 года

Поскольку японское законодательство изменилось, то мощность постепенно стали наращивать: на модели 2012 года она составила 550 л. с., а в 2018 году достигла 565 л. с. Наряду со спартанской версией V-Spec предлагают и роскошный вариант Egoist с улучшенной отделкой салона. Появился и экстремальный 600-сильный Nissan GT-R Nismo, способный разогнаться до 100 км/ч за 2,8 с и развить 315 км/ч. А в 2019 году к полувековому юбилею выпустили особый Nissan GT-R50 с увеличенной до 720 л. с. мощностью и эксклюзивным кузовом от ItalDesign. Выпустили лишь 50 таких авто по цене в миллион евро.

600-сильный Nissan GT-R NismoGT-R трижды выигрывал чемпионат SuperGTЭксклюзивный Nissan GT-R50 выпустили к 50-летию «семейства»За мощь и победы модель прозвали Годзиллой

Nissan GT-R продолжает полувековые традиции заряженных модификаций Skyline. Он уже трижды побеждал в японском чемпионате SuperGT (бывший JGTC). Купе модернизируют практически каждый год и в планах следующее его поколение.