Jaguar XK: быстрый и утонченный

Компания основана еще в 1922 году, но долгое время она была мелкосерийным автопроизводителем. Мировая известность пришла к ней в послевоенные годы благодаря линейке моделей XK. Они отличались элегантным дизайном и были одними из самых быстрых авто своего времени.

В годы Второй мировой британские автозаводы были перепрофилированы на выпуск различной боевой техники. Даже на небольшом предприятии Jaguar (тогда оно называлось Swallow Sidecars) наладили сборку авиадвигателей. Зато инженеры смогли ознакомиться с новейшими технологиями в отрасли моторостроения, чтобы затем применить их в своей отрасли. С 1943 года группа конструкторов во главе с Уильямом Хайнсом начала разработку полностью нового шестицилиндрового двигателя.

В 1945 году директор компании Уильям Лайонс переименовал ее в Jaguar. После смены названия началась разработка нового модельного ряда. К тому времени практически был готов и мотор. Для своего времени эта 3,4-литровая рядная «шестерка» была инновационной – с головкой блока цилиндров из алюминиевых сплавов и двумя верхними распредвалами. Характеристики оказались очень неплохими: 160 л. с. в дорожной версии и 180 л. с. в гоночной.

Лайонс решил, что первым этот двигатель должна получить имиджевая спортивная модель. Она не будет массовой, но привлечет всеобщее внимание к марке. В Jaguar взялись за разработку двухместного кабриолета. Работы над ним длились три года, а представить новинку решили на первом послевоенном Лондонском автосалоне в 1948 году.

Первый <a rel=Jaguar XK120 1948 года" width="">Поначалу кузова изготовляли из алюминиевых сплавовИнновационный двигатель Jaguar XK

На автошоу изящный Jaguar мгновенно привлек всеобщее внимание своими обтекаемыми формами кузова из авиационных алюминиевых сплавов. Среди новшеств конструкции были независимая подвеска передних колес и регулируемая рулевая колонка. Салон обшили дорогой кожей и ореховым деревом. Интригующим было и название модели – XK120. Представители Jaguar разъяснили, что не зря придумали такое цифровое обозначение. Ведь их творение было способно развить 120 миль/ч (193 км/ч), то есть было самым быстрым серийным автомобилем своего времени.

Вскоре прессу пригласили на показательный заезд на новой бельгийской автомагистрали. XK120 превзошел все ожидания, ведь развил невероятные 200 км/ч и установил мировой рекорд скорости для серийных автомобилей. Разгон до 100 км/ч занимал менее 10 с. А надежность кабриолет доказал на гоночной трассе в Монтлери, где его испытывали на протяжении недели на скорости 160 км/ч. За это время автомобили преодолели свыше 27 тыс. км, они останавливались только для дозаправки и смены уставших пилотов.

Рекорды принесли Jaguar известность и многочисленные заказы на XK120. Причем, спрос был настолько большой, что заводских мощностей не хватало, чтобы его удовлетворить. От первоначальных планов собрать 200 машин отказались и с 1951 года взялись расширять производство. Тем более, что спрос на XK120 оказался особенно высоким в США, а британское правительство решило предоставлять налоговые льготы экспортерам. Одним из первых американских владельцев Jaguar стал знаменитый актер Кларк Гейбл.

Купе Jaguar XK120 1951 года

Для массового производства автомобиль решили сделать менее трудоемким в изготовлении, поэтому алюминиевые кузовные панели заменили стальными. К кабриолету присоединилось оригинальное купе. Кстати, для избранных клиентов изготовили несколько эксклюзивных XK120 с заказными кузовами от Bertone, Ghia и Pininfarina.

За шесть лет удалось собрать свыше 12 тыс. автомобилей. Популярности способствовали и гоночные успехи. Лучшей рекламой стали победы Jaguar в 24-часовой гонке в Ле-Мане в 1951 и 1953 годах. Их завоевала заводская команда на гоночной модификации XK120-C или C-Type. Залогом успеха стала еще одна новейшая авиационная технология – дисковые тормоза, впервые в мире примененные в автомобиле. К тому же, Jaguar стал первой импортной моделью, победившей на этапе американской серии NASCAR.

Jaguar XK120 Supersonic Coupe от Ghia, 1952 годJaguar C-Type – первый в мире автомобиль с дисковыми тормозами

В 1954 году дебютировал модернизированный Jaguar XK140. Он стал просторнее внутри, а мощность двигателя увеличили до 190 л. с. в базовой версии. Кроме того, представили заряженный 210-сильный вариант SE, а в списке опций появилась автоматическая трансмиссия. Управляемость улучшили доработанные подвеска и рулевое управление. За три года выпустили около 8800 купе и кабриолетов.

Jaguar XK140 1954 годаКупе Jaguar XK140, 1954 год

Гоночные изобретения применили и на новом серийном Jaguar XK150 1957 года. Сначала он получил дисковые тормоза, а через два года – и улучшенный мотор. Причем если мощность стандартной версии составила 220 л. с., то ХК150 S развивал те же 265 л. с., что и D-Type. Хотя автомобиль стал больше и тяжелее, чем ХК140, динамика улучшилась. Разгон до 100 км/ч занимал 7,2 с, а максимальная скорость составила 220 км/ч. Автомобиль был весьма экономичным для своего времени – расходовал 12,8 л/100 км в смешанном цикле.

Кабриолет Jaguar XK150 1958 года

Последний Jaguar XK150 покинул конвейер в октябре 1960 года и уступил место своему наследнику – легендарному Е-туре. Всего за 12 лет произвели свыше 30 тыс. автомобилей серии XK и именно благодаря им британская марка громко заявила о себе. А рядный шестицилиндровый двигатель Уильяма Хайнса получился настолько удачным, что его устанавливали на различные модели Jaguar вплоть до 1992 года.

Jaguar XK150 получил дисковые тормоза

В 1996 году Jaguar XK возродили, но уже как большие четырехместные туристические купе и кабриолет с V8 под капотом. Новинка оказалась не менее элегантной на вид, чем знаменитый предок – постарался стилист Аян Каллум. Сначала устанавливали 4,0-литровые моторы мощностью 290 и 370 л. с., а потом появились усовершенствованные «восьмерки» объемом 4,2 л на 300 и 400 л. с.

Возрожденный Jaguar XK8 1996 годаJaguar XKR 2004 года

В 2006 году представили новый Jaguar XK с легким кузовом из алюминиевых сплавов. На первых порах его оснащали 4,2-литровыми двигателями предшественника, но затем в линейке появились 5,0-литровые V8. Самый мощный 550-сильный Jaguar XKR-S стартовал до 100 км/ч за 4,4 с и развивал 300 км/ч.

Jaguar XK 2007 годаJaguar XKR-S 2011 года

Сейчас в линейке Jaguar есть только двухместное купе Jaguar F-Type. Хотя руководство компании рассматривает возможность возвращения Jaguar XK, ведь именно эта модель сделала британскую марку известной.