Джон Делореан: бизнесмен и мечтатель

Трудно поверить, но культовому фильму «Назад в будущее» исполнилось 35 лет. Знаменитая комедия стала известна благодаря спецэффектами и очень оригинальному автомобилю DMC12" href="http://afp.com.ua/avtotema/tag/delorean-dmc12">DeLorean DMC12, который сыграл роль машины времени. Автомобиль действительно стал знаменитым, хорошо известен и его творец – гениальный  конструктор и маркетолог Джон Делореан.

Джон Делореан и DеLorean DMC12

Джон Захария Делореан родился в 1925 году в семье эмигрантов из Румынии. Его отец устроился на завод Ford в Детройте, а потому с ранних лет Джон интересовался автомобилями. Неудивительно, что учиться он пошел в технический университет Лоуренса, где отлично себя проявил.

Прервать учебу заставила Вторая мировая война, ведь Делореана призвали в армию. После демобилизации в 1945 году он продолжил учиться и параллельно устроился инженером-практикантом в Chrysler.  

В 1953 году молодой специалист перешел в Packard и вместе с командой единомышленников попытался спасти компанию от банкротства. В частности, Джон занимался доработкой неудачной автоматической трансмиссии.

Три года спустя перспективного инженера переманили в Pontiac, где Делореану удалось лучшим образом проявить себя. Дело в том, что эта марка не была популярна среди молодежи из-за устаревшего дизайна. Если точнее, то полосы на капоте Pontiac тех лет ассоциировались с подтяжками, да и моторы были не самые мощные.

Pontiac Bonneville 1957 года – первая самостоятельная работа Джона Делореана

Уже в 1957 году под руководством Делореана создали заряженный кабриолет Pontiac Bonneville с 5,7-литровым инжекторным V8 мощностью 310 л. с. и 3-ступенчатым «автоматом». Автомобиль получил радио и набор электроприводов, а также улучшенные тормоза и подвеску. Всего было выпущено только 630 машин, но уже в следующем году Bonneville стал более массовым, а с 1959-го получил новый обтекаемый кузов с расширенной колеей, улучшившей управляемость.

Pontiac Bonneville 1959 годаPontiac Catalina 1962 года

Затем представили новые моторы Pontiac объемом 6,4 л (300 и 340 л. с.) и 6,9 л (375 и 425 л. с.). Устанавливали их не только на Bonneville, но и на новый Pontiac Catalina.

Главным детищем Джона Делореана в Pontiac стал, несомненно, GTO, который считается одним из основателей сегмента muscle cars – «мускулистых» сверхмощных и недорогих американских автомобилей.

Pontiac GTO 1964 года – один из основателей сегмента muscle carsPontiac GTO 1967 года

Молодые водители в те времена требовали все больше лошадиных сил под капотом и Делореан взялся за разработку сразу нескольких спортивных моделей. Однако, это решение привело к конфликту с руководством концерна General Motors, запретившим разработку спортивных Pontiac. Дело в том, что фактически монополию на создание скоростных моделей отдали Chevrolet и топ-менеджмент не хотел конкуренции между двумя подразделениями концерна.

Но Делореан сдаваться не привык. Он решил не проектировать полностью новую модель, а создать спортивную версию 5,2-метрового Pontiac Tempest. Для него разработали специальный опционный пакет – таким образом, удалось обойти запрет General Motors. Назвали его GTO – так же, как и знаменитую модель Ferrari.

Pontiac GTO был доступ в кузовах купе и кабриолет и с виду ничем не отличался от базового Tempest. Но под его капотом установили 6,4-литровый V8. В базовой версии с четырехкамерным карбюратором он развивал 325 л. с., но за доплату была доступна опция Tri-Power. Улучшенная система питания с тремя двухкамерными карбюраторами подняла мощностью до 348 л. с. С 4-ступенчатой механической трансмиссией автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 6,6 с и достигал 195 км/ч. А чтобы GTO увереннее чувствовал себя в поворотах, доработали рулевое управление, подвеску и тормоза, установили новые шины. В салоне появились спортивные сиденья, а за доплату предлагали кондиционер, радио и автоматическую трансмиссию.

Изначально планировали за год выпустить ограниченную серию из 5000 GTO, но спрос на автомобиль превысил все ожидания и продали 32 450 машин. Дело в том, что спортивная версия стоила всего на 300 долларов дороже стандартного Tempest. Этот успех заставил руководство General Motors пересмотреть свои принципы. С 1965 года GTO стал отдельной моделью. Его немного обновили: установили «двухэтажные» фары и новую решетку радиатора. А мощность мотора подняли до 335 л. с. в стандартной версии и 360 л. с. – в Tri-Power. В 1966 году снова немного изменили дизайн и уже реализовали почти 100 тыс. авто.

ДеЛореан со своей командой решили не почивать на лаврах и представили в 1968 году второе поколение модели. Автомобиль преобразился: стал более ярким и обтекаемым на вид, обрел оригинальные выдвижные фары. Его длину и высоту уменьшили, снизилась и масса. Двигатель объемом 6,6 л развивал 350 л. с. в обычной версии и 366 л. с. – с системой динамического наддува Ram Air. А позже появился и 7,4-литровый V8.

Концепт-кар Pontiac Banshee так и не стал серийным

Джон Делореан также принял участие в создании Pontiac Firebird 1967 года и большого купе Grand Prix. Он активно продвигал компактную спортивную модель Banshee, однако ее не одобрили, ведь она стала бы конкурентом Chevrolet Corvette. Конструктор стал настоящей знаменитостью и завел дружбу со многими звездами Голливуда.

Pontiac GTO второго поколения, 1968 годPontiac Grand Prix 1969 года

В 1970 году Делореана назначили руководителем Chevrolet. Под его началом создали компактные бюджетные хетчбэк и купе Chevrolet Vega. На фоне традиционных американских автомобилей длиной свыше 5 м оно выглядело миниатюрным, но зато было экономичным и демонстрировало неплохую управляемость.

Chevrolet Vega 1971 года

С 1972 года Джон Делореан – вице-президент General Motors, однако уже год спустя он покидает высокий пост в концерне, чтобы основать собственную компанию по выпуску спортивных авто. С помощью друзей из Голливуда ему удалось собрать неплохой стартовый капитал.

Джон Делореан и первый прототип DMC12

Первый прототип заднемоторного купе DeLorean DMC12 увидел мир в конце 1976 года. Рубленный дизайн с поднимающимися вверх дверями типа «крыло чайки» разработал сам маэстро Джорджетто Джуджаро. Интересно, что автомобиль не красили, а полировали голый металл и покрывали специальным защитным веществом. От этого он выглядел еще эффектнее.

Серийный DеLorean DMC12 1981 годаПоднимающиеся вверх двери – визитная карточка DеLorean DMC12

Изначально DMC12 планировали оснастить роторно-поршневыми двигателем Ванкеля, но его не успели довести до ума и пришлось установить 2,8-литровый V6 Peugeot мощностью всего 130 л. с. Естественно, для спортивного купе это было мало – максимальная скорость составила 175 км/ч. Это при том, что автомобиль был в полтора раза дороже, чем гораздо более скоростной Corvette. 

Слабый двигатель и низкое качество сборки стали причиной провала DMC12

Производство DeLorean DMC12 стартовало только в 1981 году и не в США, а в Северной Ирландии (хотя модель была ориентирована именно на американский рынок), ведь британское правительство предоставило Делореану льготы. С первых дней все пошло не так: качество сборки было ужасным. Даже демонстрационные автомобили выходили из строя прямо во время тест-драйва.

Постепенно проблемы с качеством решили, но репутация марки оказалась подмоченной. К тому же, Джон Делореан оказался замешанным в скандале с наркотиками. В 1983 году производство DMC12 прекратилось и всего собрали только 8,5 тыс. машин.

Машина времени DеLorean DMC12 из фильма «Назад в будущее»

Два года спустя на экраны вышла первая часть фильма «Назад в будущее» и DeLorean DMC12 тут же стал культовым. Джон Делореан несколько раз пробовал возобновить его производство и до самой смерти в 2005 году пытался вернуться в автобизнес, но тщетно. Сейчас и DMC12, и Pontiac GTO с Bonneville очень ценятся коллекционерами.

А недавно стало известно, что DeLorean вернут в производство – в 2021 году выпустят лимитированную серию из 325 машин. Их оснастят 350-сильными моторами и доработают ходовую. Так что творение Джона Делореана получит вторую жизнь.