Alpine: звезды горных трасс

С нынешнего года в Формуле-1 команда Renault стала называться Alpine. Таким образом, в автоспорт вернулось знаменитое имя, ведь на счету Alpine немало громких побед в соревнованиях. Да и серийные спортивные модели прославились своей отточенной управляемостью.

История начинается в послевоенной Франции. В то время огромной популярностью пользовались горные гонки. На извилистых альпийских серпантинах главную роль играли не мощность двигателя и максимальная скорость, а хорошо настроенное шасси и класс водителя. Одним из гонщиков-энтузиастов был молодой Жан Ределе. Сын дилера Renault из города Дьепп, он соревновался на недорогом Renault 4CV и даже занял в 1952 году первое место в своем классе в престижной итальянской гонке Mille Miglia и в Кубке Альп. Однако вскоре возможности модернизации 4CV были исчерпаны, и Жан решил создать на его основе спортивный автомобиль.

Основатель Alpine Жан Ределе

В Renault поддержали талантливого гонщика и предоставили ему необходимое оборудование и запчасти. Ределе решил, что его творение останется заднемоторным, как и Renault 4CV, но поднял мощность 750-кубовой «четверки» с 21 до 30 л. с. Парижские стилисты братья Шаппе создали обтекаемый двухдверный кузов из легкого стекловолокна, поэтому 3,7-метровое купе весило всего 540 кг.

Презентация первенца состоялась в сентябре 1955 года. Жан Ределе решил назвать его Alpine A106 в честь своего триумфа в Кубке Альп. А уже в следующем году купе принесло своему создателю победу в классе в Mille Miglia. С 1957 года при содействии Renault удалось наладить мелкосерийное производство А106. Покупателям предложили несколько вариантов по мощности (38 и 43 л. с.), разработали и полностью новую 5-ступенчатую механическую трансмиссию. Купе было способно достичь 155 км/ч. До 1961 года собрали около 650 машин, среди которых – несколько оригинальных кабриолетов.

Первый серийный Alpine А106 1955 года

В 1956 году представили седан Renault Dauphine и Ределе взялся за создания новой модели на его платформе. Два года спустя представили элегантный Alpine А108 с кузовом от итальянского дизайнера Джованни Микелотти. Он был столь же легким, как и предшественник, а более мощный 0,9-литровый 53-сильный мотор разгонял его до 170 км/ч. В 1962 году купе выиграло гонку Tour de France. Но модель оказалась не слишком популярной в Европе. Зато она очень пришлась по душе бразильцам, поэтому производство перенесли в эту южноамериканскую страну и выпустили там свыше 800 А108 под названием Willys Interlagos. Мелкими сериями выпускали и кабриолеты, причем один из них был у Жана-Поля Бельмондо.

Элегантный дизайн Alpine А108 – работа итальянского стилиста Джованни МикелоттиЖан-Поль Бельмондо в кабриолете Alpine А108

В Alpine взялись доработать А108, используя детали более современного Renault R8 – так в 1961 году появился новый А110. Его колесную базу увеличили на 170 мм (до 2270 мм), а длина возросла до 4050 мм. Дизайн стал ярче: широкое и низкое купе казалось распластанным по земле. Базовая версия получила двигатель мощностью 48 л. с., но за доплату предлагали и 1,3-литровую 100-сильную «четверку», позволявшую разгоняться до 100 км/ч за 9 с и достигать 200 км/ч. Малый вес (600-700 кг), независимая подвеска всех колес и дисковые тормоза способствовали отличной управляемости, несмотря на заднемоторную компоновку. Это очень быстро оценили раллийные гонщики и стали все чаще отдавать предпочтение А110. Специально для них купе оснастили 1,6-литровым 138-сильным мотором. Результат – 6 с до 100 км/ч и максимальные 220 км/ч. В 1971 и 1973 годах Alpine принесли Renault победы в чемпионате мира по ралли и первые места в престижном ралли Монте-Карло. Интересно, что производство A110 также наладили Испании и даже социалистической Болгарии.Alpine А110 1961 годаAlpine  А110 дважды (в 1971 и 1973 годах) покорил ралли Монте-КарлоК трубчатой раме А110 крепились стеклопластиковые кузовные панели

Alpine А110 не снимали с конвейера вплоть до 1977 года и количество произведенных машин превысило 10 000. Но параллельно с ним начался выпуск и более совершенного купе А310. С предшественником его роднили общая платформа и заднемоторная компоновка. Автомобиль отличался свежим, по тем временам, граненным дизайном с заостренным «носом». Он стал комфортнее: в салоне установили кожаные спортивные сиденья и электростеклоподъемники. Масса, конечно, возросла до 940 кг, но и двигатели стали мощнее. Даже с базовой 1,6-литровой «четверкой» мощностью 125 л. с. А310 развивал 200 км/ч, а за доплату предлагали 2,7-литровый 150-сильный V6. С ним разгон до 100 км/ч занимал 7,5 с, а максимальная скорость достигала 220 км/ч. Новая модель стала самой успешной в истории Alpine, ведь за 13 лет удалось изготовить 11500 единиц. В 1977 году А310 выиграл чемпионат Франции по ралли.

Спортпрототип Alpine A210 1966 годаБолгарский Alpine GT4Alpine А110 1969 годаAlpine А310 1971 годаА310 сохранил заднемоторную компоновкуRenault 5 Alpine 1976 года

 Наряду с собственными автомобилями специалисты Alpine помогали дорабатывать модели Renault. Одними лишь горными соревнованиями и ралли интересы Жана Редле не ограничивались и еще с начала 60-х годов в Alpine начали строить спортпрототипы для гонок на выносливость. Поскольку возможности создавать моторы большого рабочего объема не было, то конструкторы Renault взялись за развитие новой технологии – турбонаддува. И неплохо продвинулись в этой сфере, хотя поначалу турбомоторы не отличались надежностью. Но довольно быстро их довели до ума и в 1978 году Alpine A442 сотворил сенсацию – выиграл знаменитую 24-часовую гонку в Ле-Мане, где ранее господствовали Ferrari и Porsche. С 2,0 л удалось «снять» целых 500 л. с., что давало возможность развивать 350 км/ч.

Победитель Ле-Мана – Renault-Alpine А442 1978 годаAlpine А310 1982 года

Вскоре турбонаддув появился и на серийном Alpine GTA 1985 года – модернизированной версии А310. Ему значительно улучшили аэродинамику – коэффициент лобового сопротивления снизили до 0,28. В качестве опций стали доступны центральный замок, гидроусилитель руля и кондиционер. Турбированный 2,5-литровый V6 мощностью 200 л. с. позволял разгоняться до 100 км/ч за 7 с при максимальной скорости 250 км/ч. При этом расход топлива оказался довольно умеренным – 12,8 л/100 км в городском цикле. Предлагали и 160-сильную атмосферную версию, но она оказалась менее популярной – 1500 купе против 4660 автомобилей с турбонаддувом.

Alpine GTA, 1985 год

В 1991 году представили новый Alpine A610. Купе отличалось модными выдвижными фарами, его оснастили климат-контролем и антиблокировочной системой тормозов ABS. Рабочий объем турбированного V6 подняли до 3,0 л, а мощность – до 250 л. с. Автомобиль демонстрировал неплохую динамику: 6 с до 100 км/ч и максимальные 265 км/ч. Однако, А610 оказался менее популярным, нежели предшественники, ведь конструкция Alpine радикально не менялась с 60-х годов. До 1995 года удалось продать лишь 800 автомобилей. В Renault отказались помогать в разработке новой модели и вместо этого начали выпуск в Дьеппе кабриолета Sport Spider.

Alpine A610 1991 годаСпортпрототип Alpine A450 2013 года

 Казалось, что на этом история Alpine закончилась, однако два десятилетия спустя ситуация изменилась. После серии концептов в Renault возродили купе Alpine A110. Автомобиль внешне очень напоминает одноименного предка и оснащен 1,8-литровым 252-сильным турбомотором.

Возрожденный Alpine A110 2017 годаСовременный Alpine A110 очень похож на знаменитого предкаБолид Формулы-1 Alpine A521

В Формуле-1 французская команда еще не успела добиться успехов, однако громкие победы уже вернулись. Так, Alpine A450 уже дважды выиграл чемпионат Европы среди спортпрототипов, выступают автомобили и в Ле-Мане. В планах – легкий спортивный вседорожник Alpine. К тому же, отныне заряженные Renault будут нести обозначение Alpine, так что знаменитая марка потихоньку возвращается из небытия.