Hispano-Suiza: испанская роскошь

Испанскую автомобильную промышленность знают, прежде всего, по марке Seat. Она делает упор на массовые и относительно недорогие модели, но в свое время на Пиренейском полуострове выпускали роскошные и очень дорогие высшего класса. Марка Hispano-Suiza в первой половине ХХ века котировалась не меньше, чем Rolls-Royce и Bugatti.

Первый Hispano-Suiza Alfonso XIII – победитель кубка Каталонии 1910 года

Удивительно, но история началась с электромобилей. В 1898 году их решил выпускать в Барселоне офицер-артиллерист Эмилио де ла Куадра, а разработкой занялся швейцарский инженер Марк Брикигт. Однако они не пользовались спросом, поэтому через четыре года компания сменила владельца и переориентировалась на изготовление бензиновых автомобилей. Заодно было изменено и название на La Hispano-Suiza Fábrica de Automóviles.

Авиамотор Hispano-Suiza

В 1902-1904 годах Марк Брикигт создал линейку роскошных моделей с четырех- и шестицилиндровыми двигателями объемом 3,8-7,4 л. Собирали Hispano-Suiza мелкими партиями вручную и машины сразу обрели популярность у зажиточных испанцев благодаря высокому качеству. Вскоре марка вышла на международный уровень и даже открыла филиал в Париже.

С 1905 года постоянным клиентом Hispano-Suiza стал король Испании Альфонсо ХІІІ, причем со временем в его гараже собралось около 30 этих автомобилей. Монарх увлекался автоспортом и даже организовал соревнования – Кубок Каталонии. Руководство Hispano-Suiza хотело добиться победы на глазах у короля и специально для гонки Брикигт разработал новую модель. В 1910 году она добилась успеха и было решено начать ее серийное производство. Назвали автомобиль Alfonso XIII.

Hispano-Suiza Alfonso XIII Double Berline 1911 года

Для своего времени Alfonso XIII был инновационным. Рядная 3,6-литровая «четверка» развивала 64 л. с. и делала его одним из самых быстрых серийных автомобилей своего времени – 128 км/ч. Покупатель мог выбрать для Hispano-Suiza самые эксклюзивные кузова: от двухместного кабриолета до лимузина. Модель оказалась очень популярной и за три года было собрано свыше 500 машин.

Hispano-Suiza Alfonso XIII 1913 годаHispano-Suiza Type 32 1918 года

Уменьшить производство заставила Первая мировая война. Испания объявила нейтралитет, но, естественно, потеряла рынки сбыта в Европе. Часть автомобилей начали экспортировать в Северную и Южную Америку. В частности, для Нового света была создана более доступная модель Туре 18 с 4,7-литровым 30-сильным мотором.

Впрочем, в Hispano-Suiza нашли себе и новую сферу деятельности – занялись выпуском авиадвигателей. Эти V8 и V12 отличались высокой мощностью (200-300 л. с.), потому их устанавливали на скоростные французские истребители SPAD. Всего было собрано около 50 тыс. моторов. Конструкция оказалась настолько удачной, что их развитие решили продолжить и в послевоенное время.

Параллельно Марк Бригкит с подчиненными уже работали над полностью новым Hispano-Suiza Н6, который был представлен в 1919 году. При создании его шестицилиндрового двигателя пригодился опыт, полученный в самолетостроении: по сути это была половинка авиационного V12. Этот 6,6-литровый мотор с верхним распредвалом развивал 135 л. с. и позволял достичь 137 км/ч. Среди новшеств следует отметить тормоза всех колес с гидроусилителем.

Н6 оказался настоящим долгожителем – его выпускали на протяжении 14 лет. В 1922 году появился усовершенствованный вариант Н6В, а два года спустя – модификация Н6С с 8,0-литровой 160-сильной «шестеркой», способная развить 175 км/ч. Интересно, что сборка была налажена не только в Испании, но и во Франции, и даже в Чехословакии на заводе Skoda. Один из лимузинов использовал президент Чехословакии Томаш Гариг Массарик.

Hispano-Suiza H6, 1922 годПрезидент Чехословакии Томаш Гариг Массарик и его Hispano-Suiza H6

Всего заводские цеха покинуло 2350 автомобилей. Большинство из них были кабриолетами, седанами и лимузинами. Хотя встречались и особые версии. Например, гонщик Андре Дюбоннэ заказал себе для гонки Targa Florio специальный кабриолет с 200-сильным двигателем. Интересно, что кузов выполнили из тюльпанового дерева, что сделало его не только красивым, но и легким.

Несколько позже Дюбоннэ заказал еще один необычный Hispano-Suiza Н6C – Xenia, чей дизайн разработал французский стилист украинского происхождения Яков Савчик. Своими обтекаемыми раздутыми формами и каплевидным профилем купе напоминало маленький дирижабль. Его крышу выполнили съемной, а двери впервые в мире сделали сдвижными.

Естественно, модель Н6 была очень дорогой и доступной лишь сливкам общества. Поэтому в 1924 году появилась его дешевая версия – Т49 с 3,8-литровым мотором. Пять лет спустя на смену ему пришел 4,6-литровый 95-сильный HS26. Кроме того, был налажен выпуск 46-сильной модели Т56.

Hispano-Suiza H6B 1922 годаHispano-Suiza Т49 1924 годаHispano-Suiza H6B с кузовом от Якова СавчикаHispano-Suiza H6C гонщика Андре Дюбоннэ с кузовом из тюльпанового дереваHispano-Suiza H6C, 1926 годHispano-Suiza H6C Convertible Sedan 1928 года

В конце 20-х годов стартовала разработка новой флагманской модели Hispano-Suiza J12, которую показали в 1931 году. Для своего времени модель стала действительно необычной. Под капотом был установлен огромный 9,4-литровый V12, развивавший 220 л. с. и отличавшийся необычайной плавностью работы. Максимальный крутящий момент в 529 Н∙м позволял трогаться с места на второй передаче и делал двигатель очень эластичным. Автомобиль предлагали с несколькими вариантами колесной базы (3429-4016 мм), а масса превышала две тонны. Тем не менее, J12 разгонялся до 150 км/ч. Конечно, он был баснословно дорогим, даже по меркам Hispano-Suiza – 10 тыс. долларов (доступные Ford, Fiat или Chevrolet стоили в то время 400-500 долларов). Да и экономическая депрессия существенно понизила спрос. Поэтому неудивительно, что модель нашла только 120 покупателей. Среди них был, например, известный миллионер барон Ротшильд. Часть автомобилей оснастили 11,3-литровыми моторами мощностью 250 л. с.

Hispano Suiza J12 1931 годаОгромный 9,4-литровый V12 в Hispano Suiza J12 развивал 220 л. с.Hispano-Suiza HS26 1934 годаHispano Suiza J12 барона Ротшильда

Два года спустя появился и более доступный Hispano-Suiza K6. Он был поменьше (колесная база 3420 мм) и получил 5,2-литровую 120-сильную «шестерку». Максимальная скорость составила 145 км/ч. Однако, удалось собрать лишь 204 автомобиля. Планам помешала гражданская война в Испании.

Hispano-Suiza K6 Cabriolet, 1935 годHispano-Suiza K6 Sedanca 1934 годаHispano-Suiza T56 1935 годаУниверсал Hispano-Suiza K6 1937 годаHispano-Suiza K6 Coupe 1936 года

Автомобильное подразделение Hispano-Suiza прекратило свое существование в 1938 году. Компания сосредоточилась на сборке авиационных двигателей и просуществовала до середины 60-х годов. Попытки возродить знаменитую марку предпринимались в начале XXI века и даже были представлены несколько концепт-каров. Но до серийных моделей дело не дошло.

Hispano-Suiza H6C Xenia 1938 года создан стилистом Яковом СавчикомКонцепт-кар Hispano-Suiza HS21 2000 годаКонцептуальный Hispano-Suiza K8 2001 года

А в 2019 году увидел мир впечатляющий электромобиль Hispano-Suiza Carmen. Его оснастили двумя моторами общей мощностью 1119 л. с., позволяющими разгоняться до 100 км/ч за 2,6 с и развивать 290 км/ч. Теперь знаменитая марка получила реальный шанс на возрождение.

Hispano-Suiza Carmen 2019 года