Zagato: итальянский креатив

логотип Zagato

Итальянские стилисты по праву считаются лучшими в это отрасли. Наверное, чувство прекрасного и креативность у них в крови. Но, пожалуй, самыми оригинальными являются мастера . Их творения привлекали неординарностью и смелыми решениями. В этом году ателье празднует свое 100-летие.

Уго Загато родился в 1890 году в городке Гавелло на северо-востоке Италии. В раннем возрасте он потерял отца и вынужден был зарабатывать на жизнь в Германии. Вернувшись домой, Уго поступил в школу дизайна и устроился на работу в небольшое кузовное ателье Varesina. Когда началась Первая мировая война и автопромышленность отошла на второй план, Загато перешел в авиационную компанию Pomilio.

Уго Загато

По окончанию войны Уго Загато решил начать свое дело. В 1919 году он переехал в Милан и открыл кузовное ателье Carrozzeria Ugo Zagato & Co. Поначалу компания сконцентрировалась на разработке гоночных болидов. Опыт работы в авиации пришелся как раз кстати. Загато применил технологии создания фюзеляжа самолета при постройке автомобильных кузовов, поэтому конструкции получались легкими и очень прочными.

Главным автомобильным предприятием Милана в то время, конечно же, считался завод Alfa Romeo. Загато быстро наладил связи с этим заводом и вскоре создал несколько кузовов для моделей G1 и RL. Они понравились руководству компании и в 1925 году главный конструктор Витторио Яно поручил создать дизайн нового Alfa Romeo 6C 1500. Молодой стилист не подвел и спроектировал очень легкий двухместный кузов кабриолет. С 1,5-литровой рядной «шестеркой» мощностью 54 л. с. автомобиль развивал 130 км/ч. Уже в 1928 году Джузеппе Кампари выиграл на нем легендарную 1600-километровую гонку Mille Miglia. Год спустя он повторил свой успех за рулем более мощной 85-сильной версии 6С 1750.

В Zagato создали несколько разных кузовов для Alfa Romeo 6C, а затем взялись за работу и над более мощной моделью 8С 2300. Благодаря 155-сильной компрессорной «восьмерке» она достигала 170 км/ч и стала одним из самых быстрых серийных автомобилей своего времени. Один из таких кабриолетов помог Тацио Нуволари выиграть в 1933 году 24-часовую гонку в Ле-Мане.

Alfa Romeo RL Zagato 1925 годаAlfa Romeo 6C 1500 Sport Zagato 1927 годаLancia Lambda MM Zagato Spider 1927 годаBugatti Type 43 Zagato 1927 годаMaserati Tipo V4 1930 годаAlfa Romeo 8C 2300 Zagato 1927 года

Постепенно в Zagato начали обращаться и другие автопроизводители. В 1927 году ателье выпустило кабриолеты Lancia Lambda и Bugatti Type 43. Три года спустя представили уникальный кабриолет Maserati Tipo V4 с 4,0-литровым V16 мощностью 305 л. с., способный развить невероятные, по тем временам, 260 км/ч.

Работа на авиазаводе также позволила Уго Загато постичь азы аэродинамики. В 30-х годах ателье удивило публику обтекаемыми Siata 750 Gran Sport и Lancia Aprilia Sport.

Siata 750 Gran Sport 1937 года

С началом Второй мировой войны Уго Загато покинул Милан, а почти все цеха его ателье были разбомблены авиацией союзников. Пришлось начинать с нуля. Но уже в 1949 году Zagato порадовали сразу тремя купе Ferrari 166 MM, Fiat 500C и Maserati A6 1500 серии Panoramica – с огромными панорамными окнами из плексигласа. Maserati A6 1500 Coupe Panoramica 1949 годаFiat 8V Berlinetta Zagato 1953 годаMaserati A6G 2000 Coupe 1954 годаFerrari 250 GTZ 1956 года

Дела компании быстро наладились и в 50-х годах она порадовала целой россыпью интересных моделей. Преимущественно это были купе класса Gran Turismo с обтекаемыми кузовами. Их визитной карточкой стала изогнутая крыша с двумя элегантными наплывами. Одним из них стал Fiat 8V: его аэродинамика была настолько продумана, что 105-сильного двигателя хватало для максимальных 190 км/ч. Именно на 8V сын Уго Загато, Элио выиграл в 1955 году престижную гонку на сверхскоростном берлинском автодроме Avus. Фирменный стиль просматривается и на купе Maserati A6G 2000 и редком Ferrari 250 GTZ.

Еще одной знаковой для Zagato моделью стал миниатюрный Abarth 750. Обтекаемое 3,5-метровое купе весом всего полтонны создали на шасси заднемоторного Fiat 600. Форсированный до 70 л. с. 850-кубовый моторчик позволял развить 190 км/ч. Abarth 750 Zagato отлично проявили себя в многочисленных гоночных сериях. Кстати, именно за эту модель Уго Загато получил престижную награду в сфере дизайна – Compasso d’Oro. Fiat Abarth 750 Record Monza 1958 годаLancia Flaminia Sport 1959 годаAlfa Romeo Giulietta SZ 1960 года

Обрел известность Aston Martin DB4 GT Zagato. Всего выпущено лишь 20 этих элегантных купе с 3,7-литровой рядной «шестеркой» мощностью 315 л. с. Результат – 6,1 с до 100 км/ч и максимальные 245 км/ч. Сейчас Aston Martin DB4 GT Zagato стоит несколько миллионов долларов.

Aston Martin DB4 GTZ, 1960 год

Однако чаще всего в Zagato работали с итальянскими марками. В 1961 году увидело мир элегантное купе Lancia Appia Sport, а год спустя представили его старшего брата Flaminia Sport. А наиболее тесным оставалось сотрудничество с Alfa Romeo. Элегантный Giulietta SZ завораживает чистотой форм. Совсем другой стиль у серии купе Giulia TZ – яркий и агрессивный. Его 1,6-литровый двигатель «разогнали» до 170 л. с., что дало возможность развить 245 км/ч.

В 1965 году Загато и Alfa Romeo решили вернуться к истокам. Стилист фактически воссоздал свое первое успешное творение – Alfa Romeo 6C. Правда, построили его на платформе модели Giulia, оснастили современной 1,6-литровой «четверкой» мощностью 90 л. с. Модель назвали Alfa Romeo Gran Sport Quattroruote и выпустили 92 таких кабриолета.

Alfa Romeo Gran Sport Quattroruote 1965 годаLamborghini 3500 GTZ 1965 года

В 60-х Zagato разработали массовый Lancia Fulvia Sport и эксклюзивный Lamborghini 3500 GTZ. Студия дизайна расширила сферу деятельности и начала проектировать другие виды транспорта и даже военную технику.

В 1968 году Уго Загато не стало и семейный бизнес возглавили его сыновья Элио и Джанни. Под их началом внедрили новый фирменный стиль, в котором преобладали грани и углы. Его предвестником стал компактный Alfa Romeo GT Junior Z. Клиновидное купе нашло более 1500 покупателей. А вот Ferrari 330 GTC Convertible выпущен в единственном экземпляре.

Lancia Fulvia Sport 1969 годаAlfa Romeo Junior Z 1969 годаЭлектромобиль Zagato Zele, 1974 год

Мало того, уже в середине 70-х Zagato начали разработку электромобилей. Компактный 2,1-метровый Zele даже выпустили в количестве 500 единиц. Заряда его аккумуляторных батарей хватало для пробега на 80 км.

Впрочем, основные работы Zagato – все же спортивные модели. Так, в 1984 году представили Maserati Biturbo Spider с турбированным V6. За ним последовал Aston Martin V8 Vantage Zagato. Всего произведено только 50 таких купе и 37 кабриолетов, оснащенных 5,3-литровым 430-сильным V8 и способных достичь 300 км/ч.

Maserati Biturbo Spyder 1984 годаAston Martin V8 Vantage Zagato 1986 года

Более доступными и массовыми стали впечатляющие Alfa Romeo SZ и RZ 1989 года – на предприятии Zagato собрали более 1300 этих машин. Двухместные купе и кабриолет кажутся вытесанными из куска скалы. Своими силами в Zagato освоили и выпуск Lancia Hyenna. Внешне он напоминал предка Fulvia Sport, но использовал шасси полноприводного хетчбэка Delta Integrale – звезды ралли тех лет. Также следует отметить оригинальные концепт-кары вроде Ferrari FZ93 и Lamborghini Raptor.

Alfa Romeo SZ 1989 годаLancia Hyena, 1992 годFerrari FZ93  1993 годаLamborghini Raptor 1995 года

В конце 90-х Zagato начали возвращаться к истокам и снова практикует более изящный неоклассический стиль. Его черты заметны в эксклюзивных версиях Aston Martin DB7, Ferrari 575, Bentley Continental GT, Maserati GranSport. Была возрождена линейка Alfa Romeo TZ – в 2011 году представили броский TZ3 Stradale с 600-сильным V10 под капотом.


В наши дни ателье под обрело инвестора из Индии, но все равно пребывает под руководством Андреа Загато, внука основателя марки. Оно проектирует преимущественно эксклюзивные кузова для уже существующих моделей. В чертах Aston Martin DBS Coupe Centennial сразу узнается V8 Vantage Zagato, а преемником Lamborghini Raptor по праву считается купе 5-95. Новейшее творение итальянских дизайнеров – утонченный Aston Martin Vanquish Zagato с 600-сильным V12, который выпустили в трех вариантах – купе, кабриолет и универсал.

Aston Martin DB7 Zagato 2003 годаFerrari 575 GTZ  2006 годаAlfa Romeo TZ3 2011 годаLamborghini 5-95, 2014 годAston Martin Vanquish Zagato Shooting Brake, 2018 года