Plymouth Barracuda: яркий и очень мощный

Для США 60-70-е годы – золотая эпоха автомобилестроения. Тогда господствовали мощные автомобили с V8 под капотом. Как правило, это были довольно крупные модели длиной за 5 метров, хотя постепенно сформировался и более компактный класс pony cars («автомобили-пони»). Основателем сегмента считается Ford Mustang, а вскоре у него появились соперники – Chevrolet Camaro, Pontiac Firebird и Barracuda. Именно Plymouth стал одним из самых ярких pony cars.

Ошеломительный успех Ford Mustang в 1964 году стал ударом по конкурентах и те начали активно проектировать подобные модели. Первыми справились в концерне Chrysler. Чтобы ускорить работы, было решено не создавать абсолютно новую модель, а подготовить особую двухдверную версию доступного Plymouth Valiant. Название для нее подобрали громкое – Barracuda – в честь очень быстрой хищной морской рыбы.

Plymouth Valiant Barracuda 1964 года

Хотя на первых порах автомобиль не совсем соответствовал названию, ведь характеристики не впечатляли. Начальная версия получила 2,8-литровую 101-сильную рядную «шестерку», а флагманский Barracuda оснастили 4,5-литровым V8 мощностью 180 л. с. Для сравнения, «восьмерка» Mustang развивала на 100 л. с. больше.

Зато Plymouth Valiant Barracuda привлекал довольно оригинальным дизайном с большим углом наклона задних стоек крыши (такой кузов называется купе-фастбэк) и панорамным задним стеклом. Хотя автомобиль и считался компактным, п американским меркам, его длина достигла 4,8 м. Однако, американская молодежь хотела больше лошадиных сил под капотом и даже весьма низкая цена в 2500 долларов не слишком привлекала покупателей. Не помогла и презентация версии с 235-сильным V8 и 3-ступенчатой автоматической трансмиссией. До 1966 года выпустили всего 125 тыс. Valiant Barracuda тогда, как Ford Mustang – полтора миллиона.

Plymouth_Barracuda второго поколения, 1967 годPlymouth_Barracuda Convertible 1968 годаВ 1969 году Plymouth_Barracuda получил 7,2-литровый V8

В Plymouth взялись выполнить работу над ошибками и в 1967 году подготовили полностью новый Barracuda. Дизайн стал элегантнее, а сам автомобиль немного увеличили в размерах. Появились различные кузовные версии – купе-фастбэк, купе-хардтоп (без центральных стоек крыши) и кабриолет. Среди опций появились кондиционер и передние дисковые тормоза. Но, главное, для Barracuda подготовили новые двигатели V8 объемом 5,6 л (275 л. с.) и 6,3 л (300 л. с.). С последним разгон до 100 км/ч занимал 7,5 с. Однако флагманский мотор получился слишком большим и чтобы он поместился в подкапотное пространство, пришлось убрать гидроусилитель руля. Таким же образом поступили и при установке в 1969 году еще большей 7,2-литровой 375-сильной «восьмерки», позволявшей разгоняться до 100 км/ч за 6,4 с.

Plymouth_Barracuda 1970 годаВ версии Cuda салон обшили кожей и установили спортивные сиденья

Однако продажи так и остались на уровне предшественника. Поэтому модель к 1970 году решили радикально переработать. Во-первых, для нее создали полностью новую платформу, общую с о свежим Dodge Challenger. Длину автомобиля уменьшили до 4,75 м, а вот ширина выросла до 1,9 м. Во-вторых, преобразился и дизайн. Молодой 28-летний стилист Джон Герлитц создал агрессивные купе и кабриолет с длинным капотом, высокой оконной линией и стильными «жабрами» на боковинах. Привлекательности придавали еще и яркие цвета кузова с необычными названиями – желтый «лимонное верчение», фиолетовый «сумасшедшая слива», салатовый «дерзкая трава».

Отныне автомобиль предлагали в двух версиях: стандартной и спортивной, получившей название Cuda. Последняя отличалась кожаной отделкой салона, спортивными сиденьями с интегрированными подголовниками, передними дисковыми тормозами, усилителем руля и дифференциалом повышенного трения.

Plymouth Hemi Cuda 1970 годаФлагманский вариант оснастили 7,0-литровым 425-сильным V8 HemiPlymouth Barracuda Convertible, 1970 год

Для стандартного варианта сохранили базовую «шестерку», а вот Cuda оснащали исключительно V8. Три из них перешли в наследство от предшественника, но были и новые двигатели. Так, 7,2-литровый мотор в версии Six Pack дополнили тремя двухкамерными карбюраторами, что подняло его мощность до 390 л. с. На вершине линейки расположилась модификация с 7,0-литровым V8 Hemi. Этот практически гоночный мотор с полусферическими камерами сгорания  развивал внушительные 425 л. с. С 4-ступенчатой «механикой» Hemi Cuda разгонялся до 100 км/ч за 5,6 с и мог достичь 250 км/ч. Традиционный заезд на ¼ мили (402 м) он осуществлял за 13,5 с.

Plymouth AAR Cuda 1970 года

Конечно, версия с Hemi была недешевой, а потому наряду с ней предложили еще один вариант – Plymouth AAR Cuda. По сути, это была дорожная версия гоночного автомобиля из чемпионата Trans Am. Автомобиль облегчили на 50 кг, установили стеклопластиковый капот с воздухозаборником и задний спойлер. Специальная 5,0-литровая «восьмерка» на бумаге развивала 290 л. с., хотя в действительности ее мощность составляла около 350 л. с. По динамике AAR Cuda не сильно уступал модификации с Hemi – 5,8 с до 100 км/ч и максимальные 220 км/ч. Зато в управлении он был лучше благодаря доработанным подвеске и рулевому управлению. Да и стоило такое купе меньше, а потому за год выпустили свыше 2700 AAR Cuda против 665 авто с Hemi. Всего же произвели около 50 тыс. Barracuda всех модификаций.

Plymouth Barracuda 1971 года

В 1971 году модель немного обновили – добавили «зубастую» решетку радиатора. Из предложения исчез AAR Cuda, а уровень продаж самых мощных версий резко снизился из-за подорожания страховки на спортивные автомобили. Например, выпустили лишь 115 Hemi Cuda, из них только 11 кабриолетов.

Кабриолет Plymouth Hemi Cuda 1971 года продали с аукциона за 2,4 млн. долларов

Еще хуже ситуация стала год спустя. Из-за суровых экологических норм в 1972 году пришлось свернуть выпуск двигателей Six Pack и Hemi. Остался лишь 5,6-литровый V8 с уменьшенной до 240 л. с. мощностью. А новые стандарты безопасности заставили снять с производства кабриолет.

Plymouth Barracuda 1972 годаПоследний Plymouth Barracuda 1974 года

В 1973 году появилась новая 5,9-литровая 245-сильная версия, но спрос на модель сократился. Уровень продаж упал вдвое, а затем масла в огонь добавил топливный кризис. Цена бензина резко выросла в несколько раз и огромные «прожорливые» моторы резко перестали быть популярными. В конце концов весной 1974 года было принято решение прекратить выпуск Plymouth Barracuda. Работы над четвертым поколением модели прекратили, хотя первые его прототипы уже проходили испытания.

В наши дни Plymouth Barracuda стали звездами автомобильных аукционов. Особенно ценятся кабриолеты с Hemi: так, модель 1971 года продали с аукциона за 3,5 миллиона долларов! Автомобиль прославили и в популярной культуре – его можно увидеть в сериале «Нэш Бриджес» и в фильме «Угнать за 60 секунд».