Ferrari 250 GTO: победоносный и баснословно дорогой

На счету – тысячи гоночных побед и многочисленные чемпионские титулы в самых разных соревнованиях. Конечно, абсолютное большинство жеребцов из Маранелло – недешевые и никогда не были доступными даже представителям среднего класса. Однако на их фоне выделяется легендарный – успешный, непобедимый и очень дорогой.

Работы над Ferrarі 250 GTO начались в 1961 году. В чемпионате Gran Tourіsmo назревали большие перемены, ведь набирал силу новый технический  регламент. Поэтому небольшая команда инженеров итальянской фирмы во главе с Джотто Биззарини решила спроектировать автомобиль, который бы отвечал новым требованиям. Ferrari в те годы были небольшим предприятием, а потому создание полностью новой модели было бы весьма затратным. Поэтому за основу решили взять проверенный Ferrarі 250. Его  выпускали с 1954 года и он уже добыл немало громких побед.

Обтекаемый кузов спроектировали в ателье ScagliettiСзади установлен заостренный спойлерFerrarі_250 GTO выигрывал чемпионат мира в 1962, 1963 и 1964 годахВ наши дни стоимость GTO превышает 20 млн. долларов

Новинку позиционировали, как гоночную модификацию Ferrarі 250 GT SWB 1960 года, что, в принципе, было недалеко от истины. Такое решение позволило обхитрить международную федерацию автоспорта FІA, ведь чтобы получить допуск к гонкам, нужно было выпустить хотя бы сотню серийных машин. В Ferrari же хватало средств примерно на три десятка авто. Официально модель именовалась Ferrarі 250 GT Berlіnetta Competіzіone. А название GTO возникло в следствии решения FIA: оно расшифровывается как Gran Tourіsmo Omologato, то есть «допущенный к гонкам Gran Tourіsmo».

Благодаря применению алюминиевых сплавов в конструкции вес купе составил всего 878 кг

В конструкцию Ferrarі 250 GT SWB внесли целый перечень изменений. Разработчики максимально облегчили шасси авто, а в ателье Scaglietti  спроектировали абсолютно новый обтекаемый кузов из алюминиевого сплава с революционным задним спойлером. Из салона убрали все ненужное, включая спидометр, установили жесткие и легкие кресла. В итоге вес GTO составил всего 878 кг. Конечно же, автомобиль оснастили независимой подвеской и дисковыми тормозами всех колес.

Ради снижения веса из салона убрали все атрибуты роскошиV12 объемом 3,0 л развивал 300 л. с.

Под капотом разместили лучшее детище Биззарини – надежный и проверенный в боях гоночный двигатель от Ferrarі 250 Testarossa. Этот 3,0-литровый V12 развивал 300 л. с. при 7500 об/мин. Питали его топливной смесью сразу шесть двухкамерных карбюраторов Weber. Под стать мотору подобрали и спортивную 5-ступенчатую механическую коробку переключения передач.

За короткое время был создан скоростной и легкий в управлении автомобиль. Динамические показатели поражали: до 100 км/ч Ferrarі разгонялся за 6 с, а максимальная скорость составила внушительные, по тем временам, 280 км/ч.

К началу гоночного сезона 1962 года окончательно довести машину не удалось, и первый этап чемпионата пришлось пропустить. Но уже на Гран-при в американском Себринге  Фил Хилл и Оливье Жендебьен не оставили соперникам ни единого шанса и заняли первое место в категории GT и второе в общем зачете (после Ferrari 250 Testa Rossa). А ведь стартовали они с десятой позиции. Затем последовали успех в сицилийской гонке Targa Florio и победа в классе в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Последнее достижение особенно радовало, ведь Ferrarі на голову разбили конкурентов из Jaguar и Aston Martin, заняв первое и второе места. Дополнил успех Ferrari 330 TRI/LM, триумфовавший в общем зачете. У GTO не было конкурентов и итальянская команда легко обеспечила себе чемпионство, обогнав Jaguar почти на 30 очков.

В 1963 году GTO не оставил ни единого шанса главному сопернику Shelby Cobra

Победоносная хода продолжилась и в следующем году: Ferrarі 250 GTO снова доминировали в классе GT в Себринге, Ле-Мане и Targa Florio, выиграли 1000-километровую гонку в Нюрбургринге и снова заняли первое место в чемпионате.

Впрочем, соперники не дремали: в 1964 году американский гонщик и инженер Кэролл Шелби презентовал знаменитое купе Shelby Cobra Daytona с могучим 4,7-литровым V8 мощностью 390 л. с. У Ferrarі появился достойный соперник и на гоночных трасах разгорелась настоящая борьба. Хотя и GTO пережил основательную модернизацию. На сей раз за дело взялись дизайнеры Pіnіnfarіna – спроектировали полностью новый обтекаемый кузов. Кроме того, автомобиль оснастили дифференциалом повышенного трения. Итальянцы победили в Tour de France, Targa Florio, Нюрбургринге, бельгийском Спа-Франкоршамп и Дайтоне (США), а американцы торжествовали в Ле-Мане, Себринге и Гудвуде (Великобритания). В конце концов, в упорной борьбе чемпионами снова стали Ferrarі 250 GTO и, таким образом, подтвердили статус лучших.

Модель 1964 года получила новый кузовВ 1964 году купе добыло для Ferrari третий чемпионский титулТри автомобиля оснастили 4,0-литровым 390-сильным V12

Пока шла битва Ferrari и Shelby, в Маранелло не почивали на лаврах. Уже полным ходом шла разработка кардинально нового среднемоторного Ferrarі 250 LM. Он использовал агрегаты GTO, однако на этот раз трюк с допуском FIA не прошел и новому купе пришлось соревноваться в классе спортпрототипов. Это, впрочем, не помешало Ferrari выиграть в Ле-Мане, но чемпионами 1965 года все же стали Shelby Cobra. К слову, частные пилоты не захотели отказываться от GTO: продолжали на них соревноваться и даже самостоятельно их модифицировать. В частности, три купе оснастили 4,0-литровым 390-сильным V12, что подняло их предел скорости до 300 км/ч. Еще четыре автомобиля получили иные кузова, причем один из них получился весьма оригинальным. В профиль он очень напоминал развозной фургон, поэтому его назвали Ferrari 250 GT Breadvan («хлебовоз»).

Необычный гоночный фургон Ferrari_250 GT BreadvanСреднемоторный Ferrari 250 LM создан на основе GTO

Общее количество выпущенных Ferrarі 250 GTO составило всего 39 единиц. Поэтому неудивительно, что практически сразу за ними начали охотиться коллекционеры. И их стоимость постепенно увеличилась с 23 000 долларов (заводская цена в начале 60-х годов) до сотен тысяч, а потом и до миллионам долларов. В 1989 году одно из купе продали за 14,6 млн. долларов. В наши дни оригинальный 250 GTO нельзя приобрести дешевле, чем за 20 миллионов долларов. Так, в 2008 году на аукционе за автомобиль отдали 24,5 миллиона долларов, а десять лет спустя другой GTO продали за невероятные 70 миллионов. То есть, это один из самых дорогих автомобилей в мире и наиболее ценный Ferrarі. Оно и неудивительно: перед нами – настоящая гоночная легенда.

В 2018 году этот Ferrarі_250 GTO продали за 70 миллионов долларов