Porsche 959: триумф технологий

Конец 80-х и начало 90-х годов – период расцвета спортивных автомобилей. В это время увидела мир целая плеяда ярких и быстрых моделей, названных «суперкарами». Одним из первых в этой когорте стал знаменитый 959, воплотивший все новейшие достижения автомобильной промышленности тех лет.

Идея создания дорогой имиджевой модели родилась у руководства Porsche в начале 80-х годов. На то время гоночные Porsche не имели равных в Ле-Мане, чемпионатах спортпрототипов и Gran Turismo, набирала обороты программа по созданию двигателей для болидов Формулы-1. А вот в чемпионате мира по ралли WRC заводская команда не была представлена, хотя отдельные пилоты на Porsche 911 неоднократно выигрывали и Ралли Монте-Карло, и другие значимые соревнования. В Porsche решили начать раллийную программу и создать для этого полностью новую модель 959. А поскольку регламент ралли категории Group B предписывал наличие серийной версии, то сразу взялись проектировать и гоночный, и дорожный варианты.

Концепт-кар Porsche_959 Group B Prototype, 1983 год

Проект модели негласно называли über 911 («сверх 911»), ведь она использовала многие узлы Porsche 911 и сохранила его заднемоторную компоновку. Первый концепт-кар Group B Prototype появился в конце 1983 года и продемонстрировал внешнюю схожесть с 911. В частности, 4,2-метровое купе сохранило и знакомый профиль с большим углом наклона задних стоек крыши, и большие круглые фары. Автомобиль получился более обтекаемым и обрел большое заднее антикрыло. Коэффициент лобового сопротивления составил всего 0,32.

Важным отличием Porsche 959 стал полный привод. В Porsche увидели успех Audi в ралли и решили, что у новинки все четыре колеса будут ведущими. Испытать систему полного привода решили в 1984 году в сложных условиях ралли-марафона «Париж-Дакар». Новой трансмиссией оснастили Porsche 953 – усовершенствованный 911. Французский экипаж в составе Рене Метге и Доминика Лемойне без проблем выиграл эту гонку.

Серийный Porsche_959 1986 годаСзади установили антикрылоКупе разгонялось до 317 км/ч

Дорожный и гоночный Porsche 959 были готовы в 1986 году и с виду они практически не отличались от концепт-кара. Однако в Штутгарте опоздали, ведь, ситуация в ралли кардинально изменилась. Череда серьезных аварий заставила федерацию автоспорта FIA запретить Group B с 1987 года. А новым требованиям раллийного регламента 959 уже не отвечал.

Салон декорирован кожейВ базовой версии были предусмотрены задние креслаКупе сохранило фирменную заднемоторную компоновку, но получило полный приводОппозитная 2,8-литровая «шестерка» с двойным турбонаддувом развивала 450 л. с.

В Porsche решили не тратить деньги на всего один сезон в WRC, а уже готовые 959 заявили в «Париж-Дакар». Автомобили не имели себе равных, поэтому Метге и Лемойне снова триумфовали в этом изнурительном марафоне. В тот год гонка оказалась особенно изнурительной и из почти 500 экипажей-участников до финиша добралось всего 67. Но Porsche 959 проявил себя с лучшей стороны.

Porsche 959 Sport был менее комфортабельным, но зато легче и мощнееРаллийный Porsche_959 – победитель марафона «Париж-Дакар» 1986 года

От дорожного 959 никто отказываться не собирался и его начали выпускать ограниченными сериями. Купе вобрало в себя самые современные технологии. В конструкции кузова и шасси широко использовали кевлар и алюминиевые сплавы, поэтому масса была небольшой – 1450 кг. Шестицилиндровый оппозитный двигатель объемом 2,8 л с двумя турбинами впервые в истории Porsche получил жидкостное охлаждение. Он развивал 450 л. с. а в паре с ним работала первая в мире 6-ступенчатая механическая коробка переключения передач. Porsche 959  разгонялся до 100 км/ч за 3,7 с и развивал 317 км/ч, то есть стал самой быстрой серийной моделью своего времени. Полный привод обеспечивал отличное сцепление с дорогой.

Из других инноваций следует отметить активную подвеску с изменяемым клиренсом, адаптивные амортизаторы и антиблокировочную систему тормозов ABS. Салон декорировали кожей, а базовая комплектация включала центральный замок, электростеклоподъемники, кондиционер и аудиосистему. Как и 911, автомобиль был четырехместным.

Впрочем, для ценителей езды по гоночным трассам предлагали версию 959 Sport. В ней отсутствовали задние сиденья и вышеперечисленные атрибуты комфорта, что снизило массу купе на 100 кг. Кроме того, мощность подняли до 515 л. с., а максимальная скорость выросла до 339 км/ч.

Всего выпустили только 337 Porsche 959, что неудивительно, учитывая немалую (по меркам 80-х) стоимость автомобиля в 225 тыс. долларов. Большинство машин были собраны в 1987-1989 годах, хотя последние восемь 959-тых выпустили в 1992-1993 годах.

Позволить себе такое купе могли лишь сливки общества. Среди владельцев 959-го – чемпион мира по теннису Борис Беккер, а также основатель Microsoft и самый богатый человек в мире Билл Гейтс. Интересно, что Гейтс не мог растаможить свой автомобиль до 2001 года, ведь он не отвечал американским экологическим нормам. Миллиардеру пришлось пролоббировать изменение законодательства об экспорте коллекционных авто.

Porsche 961 – гоночная версия купе для Ле-Мана

Инновационная конструкция и впечатляющие характеристики Porsche 959 подтолкнули руководство заводской команды к созданию версии для кольцевых гонок – Porsche 961. Ее массу снизили до 1150 кг, а мощность двигателя подняли до 680 л. с. Купе легко развивало 340 км/ч и демонстрировало отличную управляемость благодаря полному приводу. В 24-часовой гонке в Ле-Мане 1986 года Porsche 961 завоевал первое место в своем классе IMSA GTX, но в общем зачете стал только седьмым. Интересно, что проиграл он только своим собратьям, ведь первые шесть позиций заняли спортпрототипы Porsche 956 и 962. Год спустя 961 снова появился в Ле-Мане, но на этот раз до финиша не добрался.

Porsche 959 стал известен не только, как самая быстрая и дорогая серийная модель своего времени. Он стал воплощением технического прогресса. Три десятилетия назад он считался чудом техники, а сейчас 6-ступенчатая механическая трансмиссия, активная подвеска, адаптивные амортизаторы и ABS встречаются не только в спортивных автомобилях, но и в более доступных массовых моделях.