Porsche 924, 944 и 968: юбилей популярных спорткупе

Марка стала знаменитой благодаря гоночным и спортивным моделям с оппозитными двигателями. Причем, самыми поплярными стали заднемоторные автомобили вроде Porsche 356 и 911. Впрочем, успеха добились и переднемоторные модели из Штутгарта, причем речь идет не только о вседорожнике Cayenne и его младшем брате Macan. Гораздо раньше существовала целая линейка недорогих Porsche. Ее основоположником была модель 924, которой в нынешнем году ей исполняется 45 лет.

История переднемоторных Porsche берет начало в 1973 году. Компания начала работы над наследником модели Porsche 914. Поначалу автомобиль должен был сохранить среднемоторную компоновку. Параллельно инженеры Porsche получили заказ от концерна Volkswagen на разработку «Проекта 425» - купе с двигателем спереди и задним приводом.

Прототип купе «Проекта 425»

Однако когда «Проект 425» уже фактически был готов, разразился мировой экономический кризис. В Volkswagen посчитали, что дешевле выпускать переднеприводное купе Scirocco на агрегатах Golf и от разработки Porsche отказались. Но модель оказалась настолько удачной, что в Porsche решили производить ее своими силами и присвоили обозначение 924. Тем более, что это позволило сэкономить деньги и не создавать преемника Porsche 914.

С 1976 года модель запустили в производство. Porsche 924 был 4,2-метровым четырехместным купе с обтекаемым дизайном. Он привлекал внимание выдвижными фарами и большим панорамным задним стеклом, служившим одновременно и третьей дверью. В салоне преобладали граненые линии. Бензиновый 2,0-литровый двигатель с впрыском топлива мощностью 125 л. с. и 5-ступенчатую механическую трансмиссию позаимствовали у Audi 100. Автомобиль весом всего 1080 кг разгонялся до 100 км/ч за 9,5 с и развивал 200 км/ч. Среди опций были кондиционер, огромный люк в крыше и 3-ступенчатый «автомат».

Первый Porsche 924 1976 годаТретья дверь купе – полностью прозрачнаяКомпоновка transaxle подразумевала переднее расположение двигателя и трансмиссию в блоке с главной передачей у заднего моста

Коробку переключения передач разместили в одном блоке с главной передачей, то есть у заднего моста. Подобная компоновка называется transaxle: она способствует лучшему распределению веса по осям и, соответственно, улучшает управляемость. В 1977 году спустя было представлено роскошное туристическое купе Porsche 928, также построенное по схеме transaxle.

Публика неплохо приняла Porsche 924 и за первый год было изготовлено свыше 25 тыс. купе. Конечно, важную роль в популярности сыграла низкая цена в 9400 долларов – почти вдвое дешевле начального Porsche 911. К тому же, 924 был экономичнее и гораздо легче в управлении, чем 911. Он неплохо проявил себя в ралли и кольцевых гонках.

Porsche 924 Turbo 1979 года

Со временем линейку Porsche 924 начали расширять. Уже в 1979 году представили сразу две новые версии, причем с турбонаддувом. Сначала появился 175-сильный 924 Turbo, а затем – 210-сильный 924 Carrera GT. Последний отличался аэродинамическим обвесом и расширенными колесными арками. Carrera GT мог разгоняться до 100 км/ч за 6,5 с и развить 240 км/ч. Обе модификации получили дисковые тормоза всех колес, доработанные подвеску и рулевое управление. А настоящим эксклюзивом стал 245-сильный 924 Carrera GTS, выпущенный в количестве 60 единицДля сравнения, всех 924 собрали более 150 тысяч.

Porsche 924 Carrera GTS получил 245-сильный турбомотор

Параллельно инженеры Porsche работали над наследником 924 – моделью 944. Представили ее в конце 1982 года. Купе сохранило платформу предшественника и очень напоминало его внешне, но стало шире. В салоне была улучшена внутренняя отделка, появились и спортивные кресла. А базовым мотором стала 2,5-литровая 150-сильная «четверка». Как ни странно, после появления Porsche 944 выпуск 924 был продолжен вплоть до 1988 года, причем в версии S с этим же 2,5-литровым двигателем.

Porsche 944 представили в 1982 годуPorsche 944 отличался более качественной отделкой салона и спортивными креслами

Со временем к купе 944 добавили кабриолет, а в 1985 году была представлена 220-сильная модификация TurboЗатем последовали атмосферные варианты 944 S (2,5 л, 190 л. с.) и 944 S2 (3,0 л, 211 л. с.). Вскоре базовое оснащение пополнилось двумя подушками безопасности и ABS, а среди опций появились электропривод и подогрев передних сидений. Последней версией стал 250-сильный 944 Turbo S, показанный в 1991 году. Он был способен разогнаться до 100 км/ч за 6 с и развить 250 км/ч. Всего за девять лет было собрано свыше 160 тыс. купе и кабриолетов, что сделало 944 самым массовым Porsche своего времени.

Porsche 944 Turbo S 1988 годаКабриолет Porsche 944 Turbo, 1991 год

В 1992 году представили новый переднемоторный Porsche 968. Новинку можно было отличить по круглым выдвижным фарам, как у старшего брата Porsche 928. Несмотря на схожий профиль и общую платформу, 80% узлов автомобиля были полностью новыми. Салон стал просторнее, а кондиционер и электростеклоподъемники стали частью базового оснащения. Мощность атмосферной «четверки» объемом 3,0 л подняли до 240 л. с. благодаря системе регулировки фаз газораспределения. На выбор были доступны 6-ступенчатая механическая или 4-ступенчатая автоматическая трансмиссии.

Porsche 968 1992 годаPorsche 968 Cabriolet 1992 года

Лимитированной серией выпускали облегченный на 100 кг двухместный вариант ClubSport с жесткой подвеской и спортивными передними креслами Recaro. Еще более редким стал 305-сильный 968 Turbo S, у которого разгон до 100 км/ч занимал 4,7 с, а максимальная скорость превышала 280 км/ч. Таких купе выпустили всего 16 тогда, как всех 968 – 12 800. Столь малый «тираж» объясняется довольно высокой начальной ценой в 40 тыс. долларов. Модель попросту перестала быть доступной.

Облегченный Porsche 968 Clubsport, 1993 годPorsche 968 Turbo S разгонялся до 280 км/ч

В 1995 году Porsche 968 сняли с производства из-за низкого спроса. На смену ему пришел среднемоторный Porsche Boxster. Всего выпустили 300 тыс. Porsche 924, 944 и 968. О компоновке transaxle в Porsche не забывают и сейчас и ее использует, например, лифтбэк Panamera.