Citroen Traction Avant: ставка на передний привод

С момента своего появления все автомобили были заднеприводными, но с в первой половины ХХ века многие производители начали экспериментировать с компоновкой новых моделей. Довольно привлекательно выглядел передний привод, улучшающий управляемость и позволяющий сделать салон просторнее. Эксперименты с ним проводили американская марка Cord, британский Alvis, немецкий DKW. Но первыми добились успеха Citroen с моделью Traction Avant.

Разработка Citroen Traction Avant стартовала в начале 30-х годов. На то время Андре Ситроен превратил свою компанию в одного из самых передовых европейских автопроизводителей. В модельном ряду присутствовали как доступные массовые модели, так и автомобили представительского класса. Реклама Citroen подсвечивала Эйфелеву башню, ее рисовали в небе самолеты. Ситроен решил привлечь публику новыми технологиями и поручил конструктору Андре Лефевру создание нового флагмана.

Премьера модели состоялась в конце 1933 года. Ее название Traction Avant раскрывало главную особенность автомобиля, ведь в переводе с французского оно означает «передний привод». Двигатель расположили в базе за передней осью, а трансмиссию – перед ним. Еще одним новшеством стал несущий кузов. Отсутствие рамы и карданного вала позволило дизайнеру Фламинио Бертони сделать очень низким и обтекаемым, не жертвуя при этом внутренним пространством. Но главное преимущество несущей конструкции – большую жесткость – продемонстрировали в рекламном ролике.  Traction Avant бросили в овраг с 8-метровой высоты: в полете он перевернулся с крыши на колеса и удачно приземлился, не получив серьезных повреждений, а двери при этом легко открывались.

Первый Citroen Traction Avant 7CV 1933 годаСтилист Фламинио Бертони сделал седан низким и обтекаемым

Citroen подготовили широкую палитру Traction Avant. Первым в производство поступил седан 7CV. Он достигал 4450 мм в длину при колесной базе в 2910 мм и весил всего 1025 кг. Поэтому скромной 1,3-литровой 35-сильной «четверки» хватало, чтобы разгоняться до 100 км/ч. Средний расход топлива составил 10 л/100 км – неплохой результат по тем временам. Со временем для 7CV были предложены моторы объемом 1,5 л и 1,6 л. Экономичность и вместительность седана пришлась по душе французским службам такси. Да и стоил автомобиль не слишком много – 26 800 франков, то есть 670 долларов (13 тыс. долларов по современному курсу).

Передний привод выделял Citroen Traction Avant на фоне других моделей 30-х годовКузов выполнили несущимОтсутствие карданного вала и рамы сделало салон просторнееДвигатель установлен перед трансмиссией

В конце 1934 года появился вариант 11CV с удлиненной (3090 мм) колесной базой и 1,9-литровым двигателем мощностью 56 л. с. Такой Traction Avant разгонялся до 117 км/ч, а передний привод и независимая торсионная подвеска передних колес делали его интересным в управлении. Да и «аппетит» был небольшой – 11,2 л/100 км в смешанном цикле. Эта модель очень заинтересовала полицию.

Citroen Traction Avant 11CV 1934 года с 1,9-литровым двигателемКабриолет Citroen Traction Avant 1934 года

Андре Ситроен даже инициировал разработку роскошного варианта Traction Avant 22 CV с 3,8-литровым V8 и автоматической трансмиссией (одной из первых в мире). Версию планировали вывести на американский рынок, где уже тогда ценили мощные автомобили с «восьмерками» под капотом. Однако, в итоге было собрано лишь 20 прототипов. Отказаться от такой модификации заставили финансовые проблемы. Дело в том, что разработка инновационного Traction Avant оказалась необычайно затратной и поставила Citroen на грань банкротства. Компанию выкупили давние партнеры – шинный концерн Michelin. Андре Ситроен очень тяжело переживал все эти события и 3 июля 1935 года талантливого конструктора не стало.

Купе Citroen Traction Avant, 1937 год

Новые владельцы все же решили создать представительскую версию Traction Avant и подготовили ее в 1938 году. Но оснастили ее 2,8-литровой рядной «шестеркой» мощностью 76 л. с. и обычной 3-ступенчатой механической коробкой переключения передач. Такой седан развивал 135 км/ч и разгонялся до 100 км/ч за 19,3 с. Чтобы сделать автомобиль просторнее, длину увеличили до 4850 мм.

Citroen Traction Avant 15CV 1938 года получил 2,8-литровую «шестерку»

Вскоре мелкими сериями начали выпускать элегантные купе и кабриолеты. Кроме того, появился семиместный универсал Commerciale с пятой дверью, состоящей из двух секций. Интересно, что выпускали и Traction Avant, способные работать на газе, полученном после сгорания угля или дров. Сборка Citroen была налажена в Бельгии, Великобритании и Дании.

После оккупации Франции в 1940 году все заводы Citroen остановились. Впрочем, Traction Avant прославился и в военное время. Он стал излюбленным транспортным средством партизан из французского Сопротивления. Они очень ценили скоростные 2,8-литровые седаны с хорошей управляемостью, на которых можно было легко скрыться от преследователей.  

 Выпуск Citroen возобновили уже в конце 1945 года. На конвейер вернулись только самые мощные Traction Avant с моторами объемом 1,9 и 2,8 л. Также появился седан Familiale с тремя рядами кресел. А в 1954 году для автомобиля предложили гидропневматическую подвеску задних колес с изменяемым дорожным просветом.

Девятиместный Citroen Traction Avant FamilialeCitroen Traction Avant Commerciale оснастили тремя рядами кресел и вместительным багажником

собирали вплоть до 1957 года, причем на протяжении последних двух лет его производили параллельно с преемником Citroen DS. Мало того, даже выпустили эксклюзивный кабриолет для Шарля де Голля с современным дизайном в духе 50-х.

Немало Traction Avant получила французская полицияCitroen Traction Avant стал популярным среди служб таксиПарадный кабриолет Шарля Де Голля

Всего заводские цеха покинуло свыше 760 тыс. автомобилей. То есть, Traction Avant стал первой массовой моделью с передним приводом. Сейчас этот Citroen ценят коллекционеры, причем нередко организовывают автопробеги и различные фестивали. Ведь многие Traction Avant до сих пор в строю, несмотря на преклонный возраст.