Rolls-Royce Silver Ghost: самый тихий, самый надежный, самый дорогой

Автомобильный мир недавно всколыхнула сенсационная новость. 40/50 HP Silver Ghost 1907 года продали за невероятные 75 миллионов долларов. Теперь это самый дорогой автомобиль в мире, ведь за предыдущего рекордсмена Ferrari 250 GTO отдали 70 миллионов. Столь высокая стоимость Silver Ghost объясняется тем, что это действительно легендарная модель, которая вывела британскую марку в мировую элиту.

Rolls-Royce Клода Джонсона продали коллекционеру за 75 млн. долларов

В начале ХХ века компания Rolls-Royce была небольшой и никому не известной. Тем не менее, планы у Генри Ройса и сэра Чарльза Роллса были очень амбициозными – построить самый лучший автомобиль в мире. Новая модель должна была громко заявить о себе.

Разработкой новинки руководил инженер Клод Джонсон. Специально для нее создали новый рядный шестицилиндровый двигатель объемом 7,0 л. Благодаря инновационном коленвалу с семью подшипниками и шестеренному приводу вместо цепного мотор работал очень тихо и плавно. При этом он развивал приличные для того времени 48 л. с. и позволял развивать 80 км/ч.

Рядная «шестерка» Silver Ghost отличалась невероятной тишиной и плавностью работыВместо цепного привода были использованы шестерни

Презентация модели Rolls-Royce 40/50 HP состоялась на лондонском автошоу «Олимпия» в 1906 году. Сразу после этого один из автомобилей победил в престижном ралли Tourist Trophy. Год спустя Клод Джонсон отправился на своем собственном Rolls-Royce с серебристым кузовом кабриолет от ателье Barker&Co в пробег на выносливость Scottish Reliability Trial. Автомобиль 27 раз проехал между Лондон и Глазго и суммарно преодолел 24 тыс. км без поломок. За характерный цвет и очень тихий двигатель его прозвали Silver Ghost («серебряный призрак»). В Rolls-Royce решили сделать это название официальным. К слову, именно этот автомобиль Джонсона и продали за 75 млн. долларов.

Rolls-Royce Silver Ghost пользовался немалым спросом у элиты тех лет. Его ценили не только за тишину, но и за комфортабельную подвеску и высокое качество изготовление. Машина получилась настолько успешной, что быстро вытеснила остальные модели Rolls-Royce и осталась единственной в линейке на долгие годы.

Rolls-Royce Silver Ghost индийского махараджи, 1911 годЛимузин Rolls-Royce Silver Ghost 1912 года

Как правило, клиенты заказывали на фабрике голое шасси, а затем устанавливали на него эксклюзивный кузов. Поэтому вариантов Silver Ghost существует великое множество – от двухместного кабриолета до большого лимузина. Над дизайном работали стилисты мастерских Hooper, Barker&Co, Mulliner, а также молодой украинец Яков Савчик. Пика продаж достигли в 1913 году – 742 авто.

Кабриолет Rolls-Royce Silver Ghost авторства украинского стилиста Якова СавчикаЭтот Rolls-Royce Silver Ghost Alpine Eagle 1914 года в свое время ездил по Одессе

Хотя модель получилась очень удачной, разработчики отказались почивать на лаврах и постоянно ее совершенствовали. Так, в 1910 году установили новый 7,6-литровый двигатель на 60 л. с., а в 1914 году появились электрические фары и 4-ступенчатая механическая трансмиссия.

Ландоле Rolls-Royce Silver Ghost 1910 года

Rolls-Royce Silver Ghost продолжал участвовать в соревнованиях и пробегах. Так, спортивный 75-сильный вариант модели в 1913 году развил 125 км/ч на скоростном треке в Брукландсе, а также проехал от Лондона до Эдинбурга на высшей передаче. Другой подобный автомобиль выиграл престижное Альпийское ралли в Австрии. Вскоре на его основе создали серийную спортивную версию, названную Alpine eagle («альпийский орел»). Кстати, один такой авто в 1914 году появился в Одессе и это был первый Rolls-Royce на территории Украины. Сейчас он в коллекции в США.

Спортивный 75-сильный вариант Silver Ghost 1913 года развивал 125 км/ч

Первая мировая война заставила Rolls-Royce свернуть производство автомобилей и сконцентрироваться на военной технике – преимущественно авиадвигателях. Тем не менее, окончательно от Silver Ghost не отказались, ведь на его шасси начали строить броневики. Военные оценили надежность конструкции.

Броневик Rolls-Royce 1914 года

Возобновили выпуск машин в 1919 году, причем в улучшенном варианте – с двигателем мощностью 80 л. с. и электростартером. А с 1921 года британцы открыли еще одно сборочное предприятие, причем за океаном – в Спрингфилде (США). Американские Rolls-Royce с технической точки зрения были идентичны британским, но их кузова от местных ателье получились ярче и оригинальнее. С 1923 года Silver Ghost по обе стороны океана получили тормоза на всех колесах (до этого они были только сзади).

Усовершенствованный Rolls-Royce Silver Ghost 1920 годаАмериканский Rolls-Royce Silver Ghost, 1921 годПоследние Silver Ghost выпустили в 1926 году

Среди клиентов Rolls-Royce были монаршие особы, дворяне, миллионеры, богема. Парадоксально, но «капиталистическими» Silver Ghost пользовался даже Владимир Ленин. Причем, в бедные и голодные 20-е годы этих недешевых машин у него было сразу несколько – как экспроприированных из царского гаража, так и купленных в Великобритании. Один Rolls-Royce даже поставили на гусеницы, чтобы ездить на нем зимой.

Гусеничный Rolls-Royce Ленина

К середине 20-х стало понятно, что даже столь совершенная модель, как Rolls-Royce Silver Ghost может устареть. Продажи автомобилей упали примерно до 400 штук в год и британские инженеры уже разрабатывали новый Rolls-Royce Phantom. Последний Silver Ghost выпустили в 1926 году. Всего собрано 7874 автомобиля, из которых 1701 – в США. Сейчас они очень ценятся среди коллекционеров и стоят миллионы, ведь именно эта модель сделала Rolls-Royce успешным производителем элитных машин.