Smart: дубль третий

В 1998 году концерн Daimler удивил публику своей новой моделью – компактным городским . Самый маленький автомобиль в мире (длиной менее 3 м) оказался, на удивление, успешным, и на сегодня выпущено уже свыше 1,6 миллиона Smart. Теперь пришло время для очередной смены поколений, и увидела мир уже третья генерация модели.
   
В конструкции Smart произошли перемены. Автомобиль построен на новой платформе, общей с Renault Twingo. Причем, ее используют и трехдверный Smart Fortwo, и пятидверный Forfour (последний отныне тоже является заднемоторным). Длина обычной модели осталась на прежнем уровне (2695 мм), хотя колесная база увеличена до 1873 мм. Forfour, конечно, крупнее – 3490 и 2495 мм, соответственно. Обе версии стали шире (1663 мм) и немного ниже (1555 мм). Масса базового Smart равна 750 кг благодаря тому, что часть кузовных панелей – пластиковые.
   
Дизайн Smart Fortwo и Forfour теперь также выполнен в одном ключе, а многие его черты можно было увидеть на предсерийных концепт-карах Forvision и Forspeed. Автомобили сохраняют знакомый подтянутый силуэт с короткими свесами кузова. Однако капот теперь более выражен: это позволило сделать его безопаснее для пешеходов при наезде. Решетка радиатора по форме напоминает улыбку, а выполнена она в виде сот. Фары стали крупнее: они теперь каплевидные и дополнены U-образными светодиодными ходовыми огнями. В бампере увеличен воздухозаборник. Как и ранее, в списке опций есть сдвижная тканевая крыша, можно выбрать и двухцветную окраску кузова (предложено 40 различных цветовых комбинаций). Задние крылья немного расширены, а подчеркивают их овальные фонари. На крыше появился спойлер.
   
Отделка салона – также двухцветная. Внутри стало больше скругленных поверхностей и плавных линий. Оригинально выглядят дефлекторы вентиляционной системы. Материалы отделки стали качественнее и появилось больше черных лакированных вставок. Можно выбрать металлические накладки на педали. Трехспицевое рулевое колесо – небольшое, а в более дорогих версиях оно обшито перфорированной кожей. Почти всю приборную панель занимает крупный спидометр, а внутри его – цветной экран бортового компьютера.
   
В более дорогих версиях к центральной панели прикреплен 7-дюймовый сенсорный дисплей мультимедийной системы (в базовом варианте его может заменять смартфон, который подключается через USB-порт). Кнопки блоков аудиосистемы и климат-контроля крупные и четко разделены друг от друга. Интересно, что температура изменяется с помощью необычного стеклянного ползунка. «Бардачок» Smart небольшой, но зато появился дополнительный выдвижной ящик для мелкой поклажи возле рычага коробки переключения передач.
   
Передние сиденья с интегрированными подголовниками обладают лучшей боковой поддержкой, чем ранее, а диапазон регулировок их и рулевой колонки – весьма широкий. Высокая посадка и тоненькие стойки крыши способствуют хорошей обзорности. Салон стал шире в районе плеч, поэтому водитель и пассажир теперь не касаются друг друга.
   
В Forfour на втором ряду достаточно просторно для двух пассажиров среднего роста. Задние двери открываются на большой угол, что облегчает посадку и высадку. У сидений изменяется угол наклона спинок. В зависимости от их положения, объем багажника составляет 180-255 л. Если же сложить кресла, то в распоряжении 975-литровый отсек, в котором можно перевозить предметы длиной до 2,2 м. У Fortwo объем багажника равен 260 л. Интересно, что задняя дверь теперь состоит из двух частей, причем в нижней секции предусмотрен еще и небольшой отсек для мелочи.
   
Начальный вариант Passion весьма богато укомплектован: электростеклоподъемники, климат-контроль, парктроник, 15-дюймовые легкосплавные диски, магнитола и круиз-контроль с ограничителем скорости. Обязательными являются системы стабилизации (ESP) и контроля давления в шинах. У Fortwo 5 подушек безопасности, а у Forfour – 7. Самый дорогой вариант Proxy добавляет панорамную крышу, подогрев сидений и 16-дюймовые колеса. Среди опций – аудиосистема мощностью 320 Вт, технологии автоматического замедления и соблюдения полосы движения.
   
Поначалу на выбор будут доступны три трехцилиндровых бензиновых двигателя. Атмосферный 1,0-литровый двигатель развивает 60 или 71 л. с. У него бодрый характер, хотя он и несколько шумноват. Он не слишком тяговит (91 Н•м), но зато пиковый крутящий момент доступен при невысоких 2850 об/мин. Правда, динамика не очень впечатляет: даже более мощная версия разгоняется до 100 км/ч за 14,4 с и достигает 151 км/ч. Да и передаточные числа подобраны таким образом, что передвижение по трассе со скоростью 110 км/ч происходит при 4000 об/мин. Зато расход топлива небольшой – 4,1 л/100 км в смешанном цикле. Это заслуга технологии глушения мотора при остановках.
   
Турбодвигатель объемом 0,9 л мощнее – 90 л. с. Он лучше себя проявляет – более тяговит и эластичен. Мотор гораздо лучше чувствует себя в среднем диапазоне оборотов, ведь максимальные 135 Н•м крутящего момента доступны при невысоких 2500 об/мин. Однако и его не назовешь тихим, да и вибрации ощутимы. Разгон до 100 км/ч занимает 10,4 с, а максимальная скорость – 155 км/ч.  «Аппетит» у него не намного больше – в среднем 4,2 л/100 км. Позже более мощный (примерно 110-120 л. с.) вариант этого двигателя установят на версию от Brabus. К тому же, в будущем появятся дизельный и электрический Smart.
   
Новая 5-ступенчатая механическая коробка переключения передач отличается точностью работы. Кроме того, впервые для Smart станет доступна трансмиссия с двумя сцеплениями.
   
На загруженных городских улицах Smart чувствует себя как рыба в воде. Он отлично маневрирует, а диаметр разворота Fortwo – всего 6,95 м. Руль очень легкий, хотя при этом весьма точный. Расширенная колея улучшила поведение автомобиля на извилистых дорогах. Инженеры решили в целях безопасности намеренно добиться легкой недостаточной поворачиваемости и для этого передние покрышки сделали уже, чем задние. А в ESP появилась функция препятствия боковому ветру, что положительно сказалось на курсовой устойчивости. Подвеску сделали несколько мягче, но она все равно остается достаточно упругой. За доплату предложена спортивная ходовая с более жесткими пружинами и заниженным дорожным просветом. Также улучшена шумоизоляция салона.
   
Smart Fortwo и Forfour уже начали продавать в Европе. Двухместная версия стоит от 11 тыс. евро, а четырехместная на 600 евро дороже. Линейку модели планируют расширить, поэтому следует ожидать появления купе и кабриолета.