Skoda Rapid: качественно и доступно

Rapid можно принять за седан, но на самом деле это лифтбэк
Rapid можно принять за седан, но на самом деле это лифтбэк
Rapid можно принять за седан, но на самом деле это лифтбэк
Объем багажника составляет 550 л в обычном состоянии и 1490 л – со сложенными
Объем багажника составляет 550 л в обычном состоянии и 1490 л – со сложенными
Пластик в отделке стойкий к повреждениям и должен быть долговечным
Пластик в отделке стойкий к повреждениям и должен быть долговечным
Длина автомобиля достигает 4483 мм, а колесная база – 2602 мм
Длина автомобиля достигает 4483 мм, а колесная база – 2602 мм
На втором ряду легко поместятся три пассажира ростом 185 см
На втором ряду легко поместятся три пассажира ростом 185 см
Капот увенчан «клювом» с логотипом Skoda
Капот увенчан «клювом» с логотипом Skoda

Ранее мировые автопроизводители традиционно ориентировались на ведущие рынки – североамериканский и западноевропейский. Однако в последние годы ситуация изменилась: в других регионах увеличился спрос на новые автомобили. Особенно большой прогресс просматривается в Восточной Европе и Китае. Именно для них и создают специальные модели, учитывая потребности местных покупателей. Одна из них – новый Skoda Rapid, занявший нишу между Fabia и Octavia. Он является одной из основных моделей в новой стратегии чешской марки, цель которой – ежегодно выпускать по 1,5 млн. автомобилей.


В основе Rapid лежит платформа Volkswagen Polo, которую также использует и Fabia. Однако ее серьезно увеличили: седан достигает 4483 мм в длину, что на полметра больше, чем Polo. Колесная база равна 2602 мм, ширина достигает 1706 мм, а высота – 1461 мм. Поэтому в отличие от собратьев Rapid относится к С-классу, а не к сегменту В.


Издали Rapid можно принять за седан, но на самом деле это пятидверный лифтбэк. Он представляет новое направление в стиле Skoda. Как и предсерийный концепт, новичок отличается строгим дизайном с лаконичными гранеными линиями кузова. Фирменная радиаторная решетка с вертикальными «зубьями» сочетается с четырехугольными фарами. На всю ширину бампера размещен воздухозаборник. Капот увенчан «клювом», на котором находится логотип Skoda, который также претерпел обновление. Базовая версия оснащена 14-дюймовыми дисками, а за доплату доступны колеса диаметром до 17 дюймов. Сзади автомобиль очень схож с Octavia благодаря полукруглым фонарям, размещенным по краям кузова. Оригинальная деталь: если открыть люк бензобака, то можно найти специальный скребок для льда. 


Салон лифтбэка оформлен в знакомом стиле . Его отделка традиционно двухцветная: темная сверху, светлая – снизу. Пластик, возможно, не самый мягкий, но зато стойкий к мелким повреждениям. Сохранены прямоугольные дефлекторы вентиляционной системы и фирменное четырехспицевое рулевое колесо. На приборной панели преобладают крупные циферблаты со шкалами в классическом стиле. Их позаимствовали у Octavia. Внутри спидометра – указатель остатка топлива, а в тахометре – датчик температуры двигателя. Между ними установлен экран бортового компьютера.
Центральная панель выполнена V-образной. Клавиши на ней декорированы хромом. Они рационально упорядочены, а потому привыкать к их расположению долго не придется. Блоки кнопок аудиосистемы и климат-контроля четко разграничены. В более дорогих версиях здесь установлен цветной дисплей мультимедийной системы. Внутри довольно много различных отделений для мелкой поклажи – ниша в центральной консоли, бокс в подлокотнике, карманы в дверях (со специальными съемными корзинами) и спинках передних кресел.


Рулевая колонка регулируется в двух плоскостях, а у водительского сиденья изменяется высота. Интересно, что под ним размещен отсек с флуоресцентным оранжевым жилетом. Передние кресла довольно упругие и обладают неплохой боковой поддержкой. Обзорность вперед и по сторонам хорошая, но высокая «корма» несколько мешает при движении задним ходом. 
Rapid очень просторный внутри. Даже если спереди сидят рослые люди, на втором ряду места для ног и над головой хватит для людей ростом 185 см. Салон достаточно широкий в районе плеч, поэтому троим пассажирам средней комплекции сзади не тесно.


Очень вместительный и багажник лифтбэка. В обычном состоянии его объем – 550 л, а в двухместной конфигурации – 1490 л. Пол отсека – двухсторонний: снизу он прорезинен на тот случай, если придется возить грязные грузы. Кроме того, предусмотрен набор крепежных сетей.
Самый доступный Skoda Rapid укомплектован центральным замком, электростеклоподъемниками, кондиционером, 6 подушками безопасности и антиблокировочной системой тормозов ABS. Если же выбрать флагманский вариант, то оснащение пополнится климат-контролем, CD-плеером, адаптивными фарами, системой стабилизации ESP с функцией помощи при старте на уклоне и системой контроля давления в шинах.


Для лифтбэка предложат на выбор шесть двигателей. Начальным является 1,2-литровый трехцилиндровый мотор мощностью 75 л. с. Такой же объем и у «четверок» с турбонаддувом, которые развивают 86 и 105 л. с. Обе они отличаются весьма бодрым характером и работают плавно. Кроме того, эти двигатели весьма тяговиты в среднем диапазоне оборотов: у 105-сильного варианта максимальные 175 Н·м крутящего момента доступны при 1500-3500 об/мин. Весьма легкий (1190 кг) Rapid разгоняется до 100 км/ч за 10,4 с. А расход топлива в смешанном цикле – 5,4 л/100 км. Хорошо проявляет себя и 6-ступенчатая механическая трансмиссия, отличающаяся точностью при переключениях. А вот модификация с 1,4-литровым 122-сильным турбомотором комплектуется 7-ступенчатой коробкой переключения передач с двумя сцеплениями.


Турбодизель объемом 1,6 л доступен в двух вариантах –90 и 105 л. с. Более мощная версия отличается приличным крутящим моментом (250 Н·м), который доступен с 1500 об/мин. Мотор работает весьма тихо, да и вибрации не дают о себе знать. По динамике такой Rapid практически не уступает бензиновой 1,2-литровой версии – 10,6 с до 100 км/ч. Однако расход топлива у него заметно меньше – 4,4 л/100 км в смешанном цикле. При желании его можно снизить и до 3,9 л/100 км с помощью пакета Greenline, включающего системы регенеративного торможения и глушения мотора при остановках.


Однако в версии Greenline дорожный просвет уменьшен, поэтому для Украины ее вряд ли предложат. Наоборот, для нас клиренс Rapid будет увеличен на 15 мм (до 151 мм), установят и защиту днища.


Автомобиль демонстрирует уверенную управляемость. Сцепление с дорогой очень хорошее, на высоте и курсовая устойчивость. Рулевое управление точное и приятно наполнено тяжестью. Rapid – семейный автомобиль и не предназначен для скоростного прохождения виражей: если же делать это, то проявляется недостаточная поворачиваемость. Подвеска лифтбэка (McPherson − спереди, полузависимая балка – сзади) достаточно упругая, но дорожные неровности дают о себе знать лишь в версии с 17-дюймовыми дисками. К слову, выбоины «глотаются» легко, пусть и достаточно громко. Благодаря таким настройкам, крены в поворотах относительно небольшие. У пассажирского отсека неплохая шумоизоляция, а потому на больших скоростях ветер почти не слышен.


В Европе Skoda Rapid поступит в продажу с конца года. Базовая версия будет стоить 14 000 евро, а самая дорогая – 20 000. В Украине производство Rapid налажено в Закарпатье.