О "гибридах" вкратце

Lohner-Porsche Mixte 1900 года – первый в мире "гибрид"
Lohner-Porsche Mixte 1900 года – первый в мире "гибрид"
Lohner-Porsche Mixte 1900 года – первый в мире "гибрид"
Woods Dual Power 1915 года
Woods Dual Power 1915 года
Audi Duo 1989 года
Audi Duo 1989 года
Параллельная силовая установка подразумевает независимую друг от друга работу двух двигателей
Параллельная силовая установка подразумевает независимую друг от друга работу двух двигателей
Особенность последовательно-параллельной схемы – взаимодействие двух моторов
Особенность последовательно-параллельной схемы – взаимодействие двух моторов
В параллельных "гибридах" двигатель внутреннего сгорания не соединен с колесами, а выполняет роль генератора
В параллельных "гибридах" двигатель внутреннего сгорания не соединен с колесами, а выполняет роль генератора
Honda CR-Z относят к умеренным "гибридам"
Honda CR-Z относят к умеренным "гибридам"
Honda Insight 1999 года – параллельный "гибрид"
Honda Insight 1999 года – параллельный "гибрид"
Chevrolet Volt получил параллельный гибридный привод
Chevrolet Volt получил параллельный гибридный привод
Toyota Prius оснащен силовой установкой последовательно-параллельного типа
Toyota Prius оснащен силовой установкой последовательно-параллельного типа

Стремительный рост цен на топливо и постоянное ужесточение экологических норм заставляет автопроизводителей искать пути сделать автомобили экономичнее. Хотя иногда новое – хорошо забыто старое. К примеру, тот же электромобиль создали еще в конце XIX века, более ста лет выполнилось и гибридной силовой установке. Последнюю, к слову, стали активно внедрять в последние годы. Наиболее популярными такие модели являются в США, Японии и Западной Европе, но в последние годы их начали продавать и в Украине. Для начала нужно определиться, что являет собой гибридный автомобиль. Из энциклопедии узнаем, что это транспортное средство с двумя или более различными двигателями. Как правило, речь идет о двигателе внутреннего сгорания (бензиновом либо дизельном) и электрическом моторе.

Поначалу гибридную силовую установку разрабатывали не для автомобилей. С конца XIX века известны дизель-электрические подводные лодки: в надводном положении они использовали двигатель внутреннего сгорания, а в подводном – электромотор. А в тепловозах использована другая схема: дизель питает генератор, который вырабатывает энергию для электромоторов, размещенных в районе колесных тележек локомотива. Именно такой механизм и использовал в 1900 году для своего автомобиля Mixte гениальный конструктор Фердинанд Порше. В каждом колесе машины он установил по 2,5-сильному электрическому двигателю, но помимо бензинового мотора изобретатель оснастил Mixte еще и аккумуляторной батареей, позволявшей проехать до 65 км. Модель получилась тяжелой (1500 кг), но могла развить 60 км/ч. Порше даже на ней выиграл ралли Эксельберга 1901 года. А в 1915 году американская компания Woods начала продажи модели Dual Power. До скорости 24 км/ч она передвигалась на электротяге, а затем подключался бензиновый двигатель. За три года выпустили около 600 Dual Power.

На те времена технология оказалась неэффективной, ведь бензин стоил копейки, а уровень развития электродвигателей и аккумуляторных батарей был очень низким. Вспомнили о гибридных силовых установках во время топливного кризиса 70-х годов. В США на Buick Skylark 1972 года установили вспомогательный электромотор мощностью 21 л. с., что помогло снизить расход топлива в загородном цикле до 7,8 л/100 км. А в 1989 году увидел мир Audi 100 Avant Duo: его передние колеса приводил 2,3-литровый 134-сильный бензиновый мотор, а задние – 12,8-сильный электродвигатель. Аккумуляторные батареи можно было подзарядить как от двигателя внутреннего сгорания, так и от бытовой сети.

Настоящий переворот состоялся в январе 1997 года, когда на японском рынке появился Toyota Prius. Его оснастили 1,5-литровой 70-сильной бензиновой "четверкой" и электромотором мощностью 44 л. с. Средний расход топлива составил всего 5,7 л/100 км. За первый год выпустили 300 седанов, но модель начала быстро наращивать популярность и в 2000 году продали 19500 автомобилей, а в апреле 2008 года увидел мир миллионный Prius. Он и поныне остается самым популярным и массовым "гибридом". За Prius последовали другие подобные модели: в 1999 году представили Honda Insight, а два года спустя – Toyota Crown и Honda Civic Hybrid. Сейчас по всему миру в производстве находятся около 50 "гибридов" разных классов: от компактных хетчбэков до полноразмерных вседорожников и пикапов.

Сейчас, в зависимости от механизма работы, выделяют несколько основных типов гибридных силовых установок. Наиболее простыми являются так называемые умеренные "гибриды" (mild hybrid). Первой скрипкой здесь служит двигатель внутреннего сгорания, а на электромотор возложена сугубо вспомогательная функция. В частности, он дает прибавку в мощности при разгоне или помогает заглушить основной двигатель при остановке, ради снижения расхода топлива, а затем снова быстро завести его. Очень часто электромотор размещен между бензиновым двигателем и трансмиссией – это, по сути, обычный стартер, но с увеличенной мощностью. Для него не нужны большие аккумуляторные батареи и, к тому же, электричество вырабатывается по средствам системы регенеративного торможения. При замедлении высвобожденная кинетическая энергия преобразуется в электрическую и пополняет запас батарей. Такой автомобиль не способен передвигаться исключительно на электротяге. "Умеренными гибридами" называют Honda Civic Hybrid и CR-Z, Mercedes-Benz S400 BlueHybrid, Chevrolet Malibu Hybrid и Silverado Hybrid.

Особенностью полных "гибридов" (full hybrids) является возросшая роль электромотора – он способен в одиночку передвигать автомобиль, пусть нередко запас хода в таком режиме не слишком большой. Существует несколько типов полных "гибридов". Параллельная силовая установка подразумевает независимую друг от друга работу двух двигателей, каждый из которых отдельно подключен к трансмиссии. Они способны одновременно передавать тягу к ведущим колесам. Электромотор здесь помимо основной функции также служит стартером, как и в умеренных "гибридах", но еще исполняет роль генератора – питает током усилитель руля или кондиционер. Электроэнергию для него хранят никель-металлогидридные либо литий-ионные аккумуляторы. Параллельным "гибридом" является Honda Insight первого поколения, а вот его наследник получил упрощенную силовую установку умеренного типа.

Наибольшей популярностью сейчас пользуются полные параллельно-последовательные "гибриды". Наиболее яркий представитель этого типа – Toyota Prius, также к нему относят Lexus CT2500h, RX450h и LS600h, Nissan Altima Hybrid, Toyota Highlander Hybrid. Особенность их силовых установок состоит в том, что бензиновый и электрический двигатели соединены планетарной передачей, что позволяет им взаимодействовать. То есть, электроника способна распределять процент мощности и крутящего момента, поступающий от них к ведущим колесам. В электрическом режиме 100% тяги направляется от электромотора, а при равномерном движении на автостраде колеса вращает только двигатель внутреннего сгорания. При разгоне задействованы оба мотора: например, бензиновый дает 60% тяги, а электрический – 40%. Электромотор здесь выполнен отдельно от генератора, а потому его функция – привести в движение автомобиль.

Наконец, четвертый тип – последовательная гибридная силовая установка. Она во многом повторяет разработку Фердинанда Порше, но в наши дни не слишком распространена на автомобилях. Ее используют в Chevrolet Volt и Opel Ampera, на очереди – Fisker Karma. В ней на первое место выходит электрический мотор – он все время передает тягу на ведущую ось. Заряда аккумуляторов Volt и Ampera достаточно, чтобы проехать 40-80 км, а затем подключается бензиновый мотор-генератор. Он не соединен с колесами, а работает на постоянных оборотах и вырабатывает электричество. Запаса топлива хватит для пробега в 530 км, а при надобности батарею можно подзарядить и от домашней 220-вольтной сети.

К последовательным "гибридам" иногда относят и Honda FCX Clarity. Схема работы его привода такая же, но вместо бензинового двигателя установлены водородные топливные ячейки. Их преимущество – полное отсутствие вредных веществ в выхлопе, ведь он состоит из водяного пара.  

Естественно, главным достоинством гибридных силовых установок является снижение расхода топлива и уровня токсичности выхлопа. К тому же, электрический двигатель обладает большим крутящим моментом на низких оборотах, что обеспечивает лучшие тяговые характеристики и динамику разгона. Для лучшей эффективности силовой установки бензиновый двигатель может работать по циклу Аткинсона – с увеличенными тактами впуска и рабочего хода. Это делает его экономичнее и "чище".

Но не обошлось и без слабых сторон. Пожалуй, главная из них – высокая стоимость компонентов гибридного привода. Поэтому многие европейские производители менее активно развивают подобные системы, а сконцентрировались на усовершенствовании турбодизелей малого объема. В результате, появились модели вроде Volkswagen Polo BlueMotion со средним расходом топлива в 3,3 л/100 км и гораздо меньшей ценой. Вот почему две трети "гибридов" продаются в США, где дизельные легковые модели традиционно не пользуются популярностью.

Также нужно учитывать, что не все так хорошо и с экологической точки зрения. Ведь при производстве тех же аккумуляторов заводы выбрасывают в воздух огромное количество вредных веществ. Да и сами по себе батареи очень токсичны, а после завершения строка службы (а это около 100 тыс. км) их нужно как-то утилизировать. Кроме того, затруднена эксплуатация "гибридов" в сильные морозы, ведь известно, что при низких температурах аккумуляторы имеют свойство быстро разряжаться.

Но все эти недостатки можно назвать "детскими болезнями", ведь автомобили с гибридной силовой установкой начали активно развивать только в последние 15 лет. И их прогресс – налицо: за это время в мире выпустили свыше 3 миллионов "гибридов" и эта цифра продолжает расти.