Mitsubishi Pajero: культ кошки

Первые Pajero абсолютно не походили на нынешнее семейство вседорожников
Первые Pajero абсолютно не походили на нынешнее семейство вседорожников
Первые Pajero абсолютно не походили на нынешнее семейство вседорожников
У вседорожника запоминающийся дизайн кузова
У вседорожника запоминающийся дизайн кузова
После модернизации в 1998 году автомобиль получил "дутые" крылья, указатели поворотов белого цвета и другую облицовку радиатора
После модернизации в 1998 году автомобиль получил "дутые" крылья, указатели поворотов белого цвета и другую облицовку радиатора
Модификация GLS, которую отличают по широкому пластиковому обвесу на нижней части кузова и фирменным литым дискам
Модификация GLS, которую отличают по широкому пластиковому обвесу на нижней части кузова и фирменным литым дискам
На дорогих версиях комфорт задних пассажиров, кроме всего прочего, обеспечивает еще и автономный отопитель
На дорогих версиях комфорт задних пассажиров, кроме всего прочего, обеспечивает еще и автономный отопитель
Из-за большого расхода топлива владельцы часто оснащают бензиновые модификации газобаллонным оборудованием
Из-за большого расхода топлива владельцы часто оснащают бензиновые модификации газобаллонным оборудованием
На центральной консоли размещены кренометр, высотомер и компас
На центральной консоли размещены кренометр, высотомер и компас
Технические характеристики
Технические характеристики

Если присмотреться к автомобилям на дорогах Украины, то наибольшей популярностью пользуются вседорожники. Mitsubishi Pajero – один из самых массовых в нашей стране, особенно в 90-ые годы, поэтому сейчас на вторичном рынке очень много предложений по автомобилям тех лет выпуска. Чтобы убедится в этом, достаточно открыть автомобильный журнал и посмотреть объявления о продаже.

Появление Mitsubishi Pajero уходит корнями в далекий 1973 год, когда автомобиль впервые был представлен публике. Это был концепт-кар Mitsubishi Jeep Pajero, созданный на базе серийного Mitsubishi Jeep, выпускавшегося по американской лицензии. Особого фурора автомобиль не произвел, как, впрочем, и второе его появление на публике, спустя шесть лет. И лишь третью попытку принято считать дебютом первого поколения, состоявшуюся в конце 1981 года. Банальные угловатые формы и ничем не выдающаяся техническая „начинка" не принесли ожидаемого успеха.

В 1991 году началось производство Mitsubishi Pajero второго поколения, которое создало имидж и славу Pajero. Pajero II прорубил окно в мир элитных вседорожников, основательно потеснив конкурентов. Именно об этой машине и пойдет речь.

Pajero – это дикая кошка, обитающая в горах Южной Америки. Зверь с почти полутораметровым туловищем и массивной головой, прямой родственник рыси.
По-испански pajero означает "перевозчик соломы". В Испании, испаноязычных странах и США автомобиль продается под именем Montero. Все Pajero выпускали в Японии, но для разных рынков. Предлагали три варианта кузова: пятидверный Station Wagon (полное название "SemiHigh Roof Wagon"). Привлекателен тем, что в некоторых комплектациях имеет семь мест; Metal Top –  короткобазные трехдверные модификации; трехдверный с мягким верхом над задними сиденьями – Canvas Top – для наших широт явление очень редкое.
В 1997 году эти версии подвергли модернизации, а через три года на смену пришло новое поколение с несущим кузовом и полностью независимой подвеской.

Своему имиджу престижного автомобиля Pajero обязан, в первую очередь, богатому оснащению. Автомобиль буквально изобилует электроникой. Почти у всех пятидверных машин есть люк с электроприводом. В топ-версиях сиденья водителя и переднего пассажира оснащены амортизаторами с переменной жесткостью, а для обогрева задних пассажиров предусмотрен автономный отопитель. Интерьер Pajero тоже своеобразен – достаточно взглянуть на переднюю панель. Она утонченная, с практически легковой консолью. Выше консоли расположились три указателя, необходимые для настоящих покорителей бездорожья – альтиметр (показывает высоту над уровнем моря), компас и кренометр (показывает углы наклона автомобиля, поперечный – крен, продольный – дифферент). Типичные неисправности салонного оборудования – это перекошенные направляющие люка и стеклоподъемников.

позаботилась о создании целой гаммы двигателей для Pajero. Бензиновые представлены 2,4 л (145 л.с.), 3,0 л (150, 177 л.с.), 3,5 л (194 и 208 л.с.), а также 3,5-литровым (245 л.с.) с непосредственным впрыском бензина. Есть два варианта дизелей: сначала появился  2,5-литровый мощностью 99 л. с. Затем его дополнил 2,8-литровый, развивающий 125 л. с.
Бензиновые "четверки" 2,4 л, крайне редки. Обычно ставились на автомобили для арабских стран. Их лучше избегать хотя бы потому, что, в случае необходимости, подыскивать запчасти придется дольше.

Самый беспроблемный мотор – бензиновый 3,0 V6, выпускавшийся до 1994 года (предлагался в 150-сильном варианте). Он единственный в гамме потребляет  Аи-92. Более поздний его вариант прибавил в мощности (177 л.с.) и получил отдельные катушки на каждый цилиндр вместо трамблера. Поклонникам мощностей предлагался 3,5-литровый V6 (208 л.с.). Его характерная особенность – двойные распредвалы в головках блоков цилиндров. После модернизации оставили по одному распредвалу, правда и мощность мотора уменьшилась до 194 л. с. Тогда же появился и самый мощный двигатель в гамме – 3,5 V6 GDI (с непосредственным впрыском).

Обладатели Pajero с шестицилиндровыми двигателями должны быть готовы к трудоемкости при ремонте. Например, при замене ремня ГРМ необходимо слить охлаждающую жидкость, снять расширительный бачок, радиатор, вентилятор вместе с муфтой, приводные ремни вспомогательных агрегатов, насос гидроусилителя, его крепление, компрессор кондиционера  и шкив с фланцем коленчатого вала. Вот так вот! Не меньше хлопот с заменой свечей зажигания и масляного фильтра. Главная опасность для силовых агрегатов – это перегрев. Учитывая неизбежные  пробуксовки на бездорожье, явление вполне вероятное.
Бензиновые двигатели весьма прожорливые, поэтому некоторые владельцы оснащают бензиновые моторы дополнительно газовой установкой. Конечно, и тут есть свои нюансы. Бывали случаи, что трескались перегородки на поршнях между кольцами. Проявляется такая неисправность в первую очередь повышенным потреблением масла.

Дизельное семейство моторов открывает 2,5 литровый с наддувом и интеркулером. Мотор хорош, но только для трехдверной модификации, на массивных  Wagon ему приходится нелегко. Лучше предпочесть более мощный 2,8TD. Во-первых, он динамичнее, во-вторых, отличается более долговечным сцеплением по сравнению с 2,5-литровым, а в-третьих, только у этого мотора распредвал приводится цепью. Она может заметно "вытянуться" лишь к 250–300 тыс. км. Турбодизели надежны, но нужно помнить, что оба они четырехцилиндровые  и не любят высоких оборотов. Имеют  ярко выраженный подхват где-то на  2000 об/мин.

При покупке не лишним будет проверить турбину. Нередки случаи, когда уже к 100 тыс. км пробега она требует серьезного ремонта или даже замены, а это 1000 у. е.,  а то и все 2000 у. е. Средний срок службы дизельных двигателей до ремонта – 200 тыс. км., но их долговечность в большей мере определяется качеством топлива. От воды в дизтопливе первым делом страдают топливные насосы высокого давления (ТНВД). Не надо скупиться на водосвязывающие присадки, а также каждые 40–50 тыс. км производить промывку форсунок ТНВД.
Не стоит забывать и о золотом правиле эксплуатации турбомоторов: не глушите двигатель сразу после остановки, а пускай он поработает на холостых оборотах хотя бы 30 секунд (у некоторых машин за этим следит турботаймер). Тогда вы значительно продлите срок службы турбины.

Можно утверждать, что без весьма продвинутой трансмиссии Super Select 4WD, Pajero не стал бы столь популярным. Но не только ею комплектовались Pajero второго поколения, была альтернатива и проще. Это – Part Time 4WD. Она предусматривает подключение переднего моста только при движении по скользкой дороге или преодолении грязи. Передний мост подключается жестко, поэтому использовать на асфальте полный привод будет ущербным для трансмиссии и управляемости (можно вывести из строя цепь раздаточной коробки).

Лучше отзываются о системе Super  Select 4WD. Здесь установлен межосевой дифференциал и понижающая передача, поэтому постоянный полный привод можно использовать на любом покрытии, меняя тип привода на ходу (на скорости до 80км/ч). Дополнительно машины с этой системой оборудовались задним межколесным дифференциалом с принудительной блокировкой. Также в качестве опции на передний мост устанавливался само-блокирующийся дифференциал повышенного трения.

Водитель с системой Super Select имеет широкий выбор режимов работы транс-миссии: в самых безобидных случаях на заднем приводе (2H), на постоянном полном приводе при скользком покрытии (4H), на постоянном полном приводе с заблокированным межосевым дифференциалом, при движении по местности с песчаным или снежным покрытием (4HLc),  наконец, с жестко заблокированным межосевым дифференциалом и включенной понижающей передачей (4LLc). Используется в особо тяжелых дорожных условиях, например, при подъеме или спуске с крутых склонов или в грязи.

Как видите, трансмиссия достаточно сложная и требует внимания, в виде соблюдений правил ее использования. Поэтому, приобретая автомобиль, не поленитесь обзавестись руководством по эксплуатации, где описано  когда, как и каким режимом пользоваться. Все вышеперечисленные достоинства трансмиссии касаются только раздаточной коробки. Остальные составляющие ничем не примечательны. На выбор покупателям предлагали два варианта "механики", которые отличаются различным передаточным числом, и один "автомат". Автоматическая коробка имеет три режима эксплуатации: Normal, Power и Hold.  В режиме Power автомобиль ускоряется чуть-чуть активнее. А вот Hold предназначен для зимних дорог. Большинство владельцев Pajero однозначно заявляют, что "автомат" весьма медлителен.  Исправить ситуацию удалось с 1998 года, когда начала предлагаться адаптивная коробка  Invecs-II.
Если не брать во внимание состояние "раздатки", то кратко проблемы в транс-миссии можно охарактеризовать такими пунктами: чаще всего гудит первичный вал в механической коробке передач; нечетко включается вторая передача, но это особенность конструкции; сравнительно малый ресурс сцепления на 2,5-литровом турбодизеле; сочетание "автомат" и мотор 3,5 V6 явно не удовлетворит сорвиголов, которые, приобретая самый мощный мотор, рассчитывают и на соответствующую динамику.

Масло в агрегатах трансмиссии меняют каждые 40–45 тыс. км .
Есть еще одна особенность, которую не следует упускать из виду. Шины одинаковой размерности – необходимое условие для любого вседорожника. Иначе распределение крутящего момента искажается, что приводит к "смерти" дифференциала с последующим ремонтом коробки. Для вседорожника очень важно иметь подвеску, которая зависимая сзади и спереди с неразрезными мостами.  Сзади у Pajero все строго – цельная балка моста и полная зависимость одного колеса от колебаний другого. А вот спереди инженеры Mitsubishi сделали шаг в сторону комфорта, предложив полностью независимую подвеску, –  треугольные поперечные рычаги с продольными торсионами.

Может и правильно, ведь отчасти Pajero позиционирует себя и в премиумум-сегменте, а зависимая подвеска при всей своей надежности имеет существенные недостатки: плохая управляемость и жесткость. Так что проходимость Pajero полностью зависит от возможностей передней подвески. На первый взгляд, торсионы, которые используют на тракторах и даже на танках, не должны вызывать опасений. Но лопнувшие торсионы довольно распространенная поломка. Скорей всего, причина в существенных колесных колебаниях. По этой же причине быстро выходят из строя шаровые опоры – они расшатываются. В среднем они служат 40–50 тыс. км, при этом нуждаются в регулярной смазке каждые 10 тыс. км.  А вот сайлент-блоки рычагов ходят  100–150 тыс. км.
Все втулки, резиновые элементы и прочие составляющие задней подвески, при достойной эксплуатации и своевременном обслуживании, без проблем способны прослужить не менее 100 тыс. км. Долговечны и амортизаторы – 150 тыс. км и более.

Отдельно нужно упомянуть об амортизаторах переменной жесткости, которыми, как правило, оснащены 3,5-литровые версии. Они имеют три настройки – мягкую, среднюю, жесткую. Регулируются с помощью переключателя, размещенного между  сиденьями. По словам владельцев Pajero, разница между режимами еле ощутима, а вот стоимость обслуживания более чем разительна – почти в четыре раза – обычный амортизатор стоит в пределах 100 у. е., а регулируемый – 400. Многие в целях экономии меняют регулируемые на обычные амортизаторы.
Единственное замечание к рулю, слишком он уж „ватный". Нередко встречаются Pajero с подтекающим рулевым механизмом. Особой долговечностью не отличаются втулки маятника рулевого механизма.

К чему нет претензий, так это к тормозам. Передние тормозные колодки гарантировано служат 30 тыс. км, задние –  60 тыс. км. Все колодки снабжены фиксаторами, которые сигнализируют о степени износа. Тормозные диски меняются в среднем через 100 тыс. км пробега.  За этот период они еще пару раз протачиваются. Каждый из кузовов Pajero мог быть представлен одной из трех комплектаций: GL, GLX, GLS.

GL – базовое исполнение. Снаружи его легко отличить по одноцветной окраске, черным бамперам и штампованным колесным дискам. Внутри – сама простота, даже приводы стеклоподъемников ручные. На GL устанавливается только трансмиссия Part Time 4WD и обычно дизельные двигатели.
Автомобили с оснащением GLX окрашены в металлик, в салоне присутствуют вседорожная комплектация приборов, включающая креномер, высотомер и компас. Но главное – наличие полного привода Super Select. Однако вы не сумеете подыскать GLX с самым мощным 3,5-литровым V6.
Самое дорогое исполнение GLS отличается широкими шинами и пластиковыми расширителями крыльев. В салоне все, что можно приводится в действие электроприводами. Кроме того, опционально предлагались задний межколесный дифференциал с пневматической блокировкой и амортизаторы с изменяемой жесткостью.

Ну и в завершение следует пару слов сказать о семье Pajero, в которой немало родственников. Это в первую очередь "котята" Pajero Mini и Pajero Junior. Кроме внешнего вида у Mini нет ни одной общей детали с Pajero. Junior внешне несколько отличается от Mini, но в целом в маленьком вседорожнике легко угадываются черты Pajero. Оба автомобильчика предназначены только для внутреннего рынка Японии. В 1996 году в Японии появился, созданный на базе Pajero,  пятидверный вседорожник Challenger. В 1997 году Challenger под именем Montero Sport вывели на американский рынок. Через два года он был уже в  Европе, где его назвали Pajero Sport.

Большая популярность "паркетников" послужила мотивом для создания  Mitsubishi Pajero iO (iO заимствовано из итальянского языка и означает "я"). А в конце 90-х на мощностях знаменитого ателье Pininfarina начался выпуск его брата-близнеца – Mitsubishi Pajero Pinin.

К более дальним родственникам Pajero следует отнести пикап Mitsubishi L200. Концепцию Pajero также унаследовали Mitsubishi Space Gear и Delica. Hyundai Galloper –  не что иное, как корейское виденье Pajero. Предприимчивые корейцы купили пакет документов и лицензию. Такая вот семейка у Pajero. Но не только своими родственно-донорскими связями уникален Pajero, немало в его 25-летней истории и лавров спортивной славы.

Чего стоит только „Париж-Даккар", где Pajero неизменно берет призовые места.
На вторичном рынке Украины превалируют автомобили из Европы, а из США поставляют только бензиновые (моторы V6) пятидверки с "автоматом". Отличий от "европейцев" у них немного – в основном оптика. Почти все детали Pajero и Montero взаимозаменяемы. Единственное „но", у "американцев" свои программы управления двигателем и, соответственно, коды ошибок.
Автомобили с Ближнего Востока (ОАЭ, Эмираты, Кувейт и т. д.) брать категорически не рекомендуется. Много ключевых отличий: плохо работает печка, попадаются автомобили без заднего дворника и обогрева заднего стекла. Внешне "арабы" выделяются обилием хрома и двухцветной раскраской.

Цены на Mitsubishi Pajero начинаются примерно с 10 тыс. у. е. за самые старые экземпляры. Средняя цена автомобилей 1994–1998 годов –  13–18 тыс. у. е., стоимость 3-дверного на 1–2 тыс. у. е. дешевле. Примерно такая же разница между бензиновыми и дизельными модификациями.