Кит-кар: мечты сбываются

Первым, кто догадался выпустить автомобиль и сопутствующий ему конструктор, был Колин Чепмен – создатель фирмы Lotus. Он и выпустил первый "набор-самоделку" к автомобилю Lotus Seven
Первым, кто догадался выпустить автомобиль и сопутствующий ему конструктор, был Колин Чепмен – создатель фирмы Lotus. Он и выпустил первый "набор-самоделку" к автомобилю Lotus Seven
Первым, кто догадался выпустить автомобиль и сопутствующий ему конструктор, был Колин Чепмен – создатель фирмы Lotus. Он и выпустил первый "набор-самоделку" к автомобилю Lotus Seven
Легендарный автомобиль  Cobra в оригинале, не без труда можно найти от 1 млн у. е. А вот копия в виде кит-кара стартует от 15 тыс. у. е.
Легендарный автомобиль Cobra в оригинале, не без труда можно найти от 1 млн у. е. А вот копия в виде кит-кара стартует от 15 тыс. у. е.
Lamborghini Murcielago: стоимость оригинала 375 тыс. у. е. –  стоимость кит-кара 50 тыс.,  стоимость сборки 50 тыс. у. е.
Lamborghini Murcielago: стоимость оригинала 375 тыс. у. е. – стоимость кит-кара 50 тыс., стоимость сборки 50 тыс. у. е.
Ferrari F50: стоимость оригинала 200 тыс. у. е. – стоимость кит-кара 30-40 тыс., стоимость сборки 30 тыс.
Ferrari F50: стоимость оригинала 200 тыс. у. е. – стоимость кит-кара 30-40 тыс., стоимость сборки 30 тыс.
Porsche 356: стоимость оригинала от 1 млн у. е. – стоимость кит-кара 25-50 тыс. у. е., стоимость сборки 15-20 тыс. Между прочим, так выглядел первый автомобиль, построенный Фердинандом Порше в собственной фирме (1948 год)
Porsche 356: стоимость оригинала от 1 млн у. е. – стоимость кит-кара 25-50 тыс. у. е., стоимость сборки 15-20 тыс. Между прочим, так выглядел первый автомобиль, построенный Фердинандом Порше в собственной фирме (1948 год)
Mercedes-Benz 500K образца 1934-1936 годов – излюбленный автомобиль "верхушек" Третьего рейха. Стоимость репликара в Украине 75 тыс. у. е.
Mercedes-Benz 500K образца 1934-1936 годов – излюбленный автомобиль "верхушек" Третьего рейха. Стоимость репликара в Украине 75 тыс. у. е.

Кит-кар – это автомобиль, собранный своими руками из комплекта деталей. Изготавливают такие наборы специализированные компании. По заказу клиента могут создать копию любой модели: от какого-нибудь легендарного автомобиля, снятого с производства десятки лет назад, до современного эксклюзивного спорткара. Оригиналы стоят заоблачные деньги, а копия в виде кит-кара вполне доступна. Его особая изюминка в том, что к покупателю его доставляют в разобранном виде, и будущий хозяин при желании собственноручно собирает свою мечту. Название "кит-кар" произошло от английских слов kit и car, что означает "набор" и "автомобиль" соответственно.  А возникло это движение по вполне прагматичным причинам еще в 1950-1960-е годы в Англии. Тогда англичанам некоторые машины предлагались в разобранном виде. Купив основные узлы и агрегаты, любой англичанин мог собрать свой будущий автомобиль самостоятельно и при этом сэкономить половину стоимости по сравнению с готовым автомобилем. Однако к началу 70-х по причине нового налогообложения продажи автомобилей "в ящиках" стали невыгодными. Нынче продажи автомобилей в виде эдакого конструктора для взрослых переживают ренессанс, но уже в несколько ином виде.

Сегодняшние покупатели кит-каров стремятся не столько сэкономить, сколько выразить себя с помощью автомобиля. В первую очередь это касается покупателей так называемых репликаров – автомобилей, внешне похожих на старинные автомобили, но имеющих вполне современную "начинку": двигатель, трансмиссию, ходовую часть. За основу кит-кара берется обычно какой-нибудь современный автомобиль, с которого снимают почти все детали кузова, а на его место водружают пластиковый кузов вожделенного автомобиля. То есть, например, кит-кар Lamborghini по динамике может напоминать какой-нибудь Volkswagen, а кит-кар Ford начала 20-х может технически быть на уровне современных Mercedes. Сами понимаете, все зависит от автомобиля-донора, точнее его технической "начинки".

Предположим, вы "созрели" для приобретения автомобиля-мечты. Что же дальше? Нужно выбрать поставщика. Зайдя в мировую паутину, вы не без удивления обнаружите, что производителей подобных машинокомплектов по всему миру несметная россыпь, есть даже в Африке (ЮАР) и самой далекой от нас Новой Зеландии. В основном производством кит-каров занимаются небольшие, часто семейные предприятия. Не искушайтесь особо лестными предложениями, так как велик риск "нарваться" на фирму-однодневку. В результате получите или "халтуру", или вовсе ничего не получите. Поэтому обращайтесь к известным производителям: будет дороже, но надежнее. К сведению, кит-кары выпускают даже крупные корпорации – Ford, Volkswagen, Rolls-Royce, Jaguar, Porsche, Lamborghini, Lancia и др угие. И еще один нюанс. На законодательном уровне понятия "кит-кар" у нас нет. А все производители кит-каров заключают с покупателями договора о некопировании форм. А поскольку нет понятия "кит-кар", значит, и форм, которые нельзя копировать, тоже нет? Следовательно, большинство фирм крайне неохотно идут на сделки с украинским покупателем.

Итак, с поставщиком определились. Теперь необходимо внести предоплату (обычно 50%) – только после этого начнется изготовление заказанного комплекта. Это занимает около двух-трех месяцев, после чего заказанный кит-кар прибывает к потребителю. Типичный набор-посылка состоит из двух основных частей: пространственной рамы и кузова или кузовных панелей, которые крепятся на раму. Кузов кит-кара, как правило, пластиковый. И не стоит смущаться. Стеклопластик, который во много раз прочнее металла и к тому же не ржавеет, используют даже в профессиональных гонках, например, ралли. Но если уж сильно принципиальны, то можно заказать металлический и даже алюминиевый кузов, но такой подход существенно удорожает конечную стоимость. Металлические и алюминиевые кузова встречаются только на дорогих моделях, где стоимость превышает 50 тыс. у. е., что в свою очередь обусловлено дорогими агрегатами автомобиля-донора. Например, за копию легендарного Mercedes-Benz SL 300 Gull wing ("Крыло Чайки") с пластиковым кузовом придется заплатить около 60 тыс. у. е., а с алюминиевым в два раза больше.

Выбирая набор-посылку, можно оговорить параметры двигателя, трансмиссии и подвески. Таким образом, производитель подготовит раму, чтобы мотор с автомобиля-донора без проблем монтировался в местах крепления на кит-каре. То же самое справедливо для КПП, подвески, рулевого управления и тормозной системы. Вообще-то следует знать, что набор-посылка для одного и того же автомобиля может существенно разниться в цене. Все дело в содержимом и производителе. Наиболее простой и доступный (около 14-16 тыс. у. е.) комплект включает в себя пластиковый неокрашенный кузов и раму. Велика вероятность того, что кузов даже не будет иметь нужных вырезов под капот, багажник, двери и т. д. Все остальные детали – вплоть до фар, ручек, кнопок и прочей необходимой мелочевки придется приобретать самостоятельно. В этой категории самые недорогие наборы из Польши. А вот лучшими считаются немецкие кит-кары. Весь секрет в точности подгонки деталей.

Можно заказать полноценный комплект, а самые демократичные экземпляры обойдутся примерно в 25 тыс. у. е. Полный комплект включает в себя кузов, раму, детали для внутренней и внешней отделки, к которым добавлена вся механическая часть: мотор, трансмиссия, подвеска, тормозная система. Надо сказать, что цена зависит главным образом от компонентов. Третий вариант – заказать кит-кар в уже собранном виде. Знайте, сборка производителем не только лишит вас удовольствия собственноручно собрать себе автомобиль, но и прибавит к стоимости кит-кара приличную сумму (порой до 100% стоимости набора). С финансовой стороной разобрались, следующий шаг – таможенная процедура. Как мы уже говорили понятия "кит-кар" в нашей стране не существует, поэтому набор-посылка не может регистрироваться как транспортное средство, а растаможивается как запчасти для автомобилей. А вот за кузов необходимо оформить и заплатить пошлину. Существуют, правда, небольшие ухищрения. Во-первых, запчасти для личных потребностей в небольших количествах обычно не растаможивают, а кузов можно растаможить как аттракцион или оборудование для наружной рекламы.

Все! Набор в вашем распоряжении, можно приступать к сборке. Процесс трудоемкий, но несложный. Правда, чем старше оригинал, тем хлопотливей процесс сборки его копии, так как нужно соблюсти все тонкости в оформлении кузова и салона. В каждом комплекте присутствует руководство, в котором подробно описаны все операции. Ошибиться при этом довольно сложно, но возможно. Поэтому если не имеете большого опыта автослесаря, позовите на помощь людей понимающих, ведь в некоторых случаях вам могут понадобиться даже лазерные стенды для правильной установки подвески. Ну и последний барьер – регистрация. Казалось бы, самый простой способ оформить автомобиль как самодельный, но не тут то было. По закону самодельное транспортное средство должно иметь, например, уникальный кузов, а кит-кар это копия существующей модели. Придется сертифицировать, то есть предъявить ГАИ документальное подтверждение, что предъявляемое транспортное средство безопасно в эксплуатации. Для этого нужно обратиться в уполномоченные Госстандартом учреждения. Там проведут полный цикл испытаний и выдадут заключение о соответствии автомобиля стандартам Украины. Только теперь со спокойной душой владелец может обращаться в МРЭО для постановки автомобиля на учет.

Несколько иная участь ждет тех, кто заказал автомобиль уже в готовом виде. Главное преимущество заказной сборки – собранный автомобиль можно поставить на учет в ГАИ как транспортное средство. Есть еще одна "лазейка": если купить полный набор деталей у известного производителя кит-каров, имеющего международный сертификат, то это равносильно сертифицированной заводской сборке, то есть проблем с регистрацией не будет.