Drag racing: к народу и наоборот

Самые мощные машины тратят на преодоление дистанции 402 м около 7 с
Самые мощные машины тратят на преодоление дистанции 402 м около 7 с
Самые мощные машины тратят на преодоление дистанции 402 м около 7 с
До привычных 100 км/ч такой автомобиль разгоняется за 0,5 с!
До привычных 100 км/ч такой автомобиль разгоняется за 0,5 с!
Разделенные тормоза переднего и заднего мостов позволяют перед стартом прогреть резину
Разделенные тормоза переднего и заднего мостов позволяют перед стартом прогреть резину
Вот так выглядит конструкция представителя Funny Cars
Вот так выглядит конструкция представителя Funny Cars
Остановить такой автомобиль способен только тормозной парашют
Остановить такой автомобиль способен только тормозной парашют
Владельцы двухколесного транспорта также соревнуются друг с другом
Владельцы двухколесного транспорта также соревнуются друг с другом
В Америке драг настолько популярен, что в ход идут и тракторы
В Америке драг настолько популярен, что в ход идут и тракторы
Углепластиковая оболочка может иметь вид как современного, так и ретроавтомобиля, а порой и вовсе вседорожника или даже магистрального тягача
Углепластиковая оболочка может иметь вид как современного, так и ретроавтомобиля, а порой и вовсе вседорожника или даже магистрального тягача

Автолюбители. Кого-то азартнее, чем человек за рулем, еще нужно поискать. При чем эмоции порой настолько управляют водителями, что некоторые их поступки на дороге заставляют соседей по потоку крутить пальцем у виска. Вот только кто бы ни делал замечания, вплоть до страж общественного порядка, желания пришпорить свою машину меньше не становится.  Особенно трудно с ним совладать, если вдобавок из-под капота наружу рвется табун-другой породистых жеребцов. И все же быстрые поездки по дорогам общего пользования очень опасны и неоправданны, ведь ответ на то, как без создания проблем для окружающих сбросить пыл, имеется – любительские “покатушки”. Конечно, такие мероприятия отличаются между собой. Например, аматорские  автомобильные соревнования в формате ралли хоть очень интересные и захватывающие, однако требуют немалой подготовки – чего стоит найти трассу для  проведения мероприятия. Да и нередко эти состязания заканчиваются тем, что на следующий день после заездов машину приходится ставить не под окном офиса, а во дворе какого-нибудь СТО. Поэтому чаще для подобных соревнований стараются обзавестись еще одним автомобилем. А вот драг-рейсинг, называемый среди его почитателей проще – драг, наверное,  наиболее демократичная дисциплина для любителей автомобильного драйва.

Формат этого соревнования, которое у нас с недавнего времени вовсю набирает обороты, определили еще в 1920-е годы в Соединенных Штатах Америки. Каноны этих состязаний остались неизменными и по сей день. Согласно правилам гонки двое участников стартуют одновременно, а победителем становится тот, кто первым проедет дистанцию 402 метра. Расстояние это звучит для нас непривычно – цифра не круглая. Но всему есть объяснение. 402 метра, если перевести в мили, (как известно, за океаном расстояние измеряют как раз в этих единицах), будет составлять ровно ее четверть. Существуют заезды и на половину мили, но встречаются гораздо реже. Ведь необходимо думать не только о гонщиках, но и о тех, кто пришел поболеть за своих знакомых, да и просто поглазеть на то, как стремительно ускоряются машины. Четверть мили – идеальный вариант для того, чтобы хорошо просматривался и старт, и финиш. Так простота этого состязания и привлекла к нему внимание многих владельцев железных коней. Подобные состязания в хорошую погоду можно наблюдать каждые выходные, когда на дорогах становится потише.

Кому-то это соревнование покажется довольно примитивным. Но кто не забавлялся быстрыми стартами со светофора? И все же драг-рейсинг – это не только ночные покатушки где-нибудь на пустынной улице спального района под возгласы не совсем трезвой молодежи. Этот вид автомобильного состязания имеет и другой формат. Автовладельцы ради победы на 402-метровой дистанции стараются усовершенствовать свой автомобиль, и порой модернизация заканчивается и вовсе постройкой машины исключительно для драга. Для нас это все еще редкость, а вот на родине этого вида спорта – в США – можно увидеть не только серийные, хоть и сильно доработанные, автомобили.

Funny Cars – машины, издалека напоминающие определенные модели. Появление таких автомобилей обусловлено тем, что для достижения хороших динамических показателей конструкцию стараются облегчить по максимуму. Так и рождаются несущие пространственные рамы с углепластиковыми оболочками. Но самым главным звеном, позволяющим улучшить ускорение, остается все же двигатель. Именно этой части автомобиля и уделяют больше всего внимания. Казалось бы, самым простым способом сделать свою машину как можно мощнее является установка двигателя большого объема. Но увеличения силы можно добиться и другими способами.

Все мы знаем, что такое механический нагнетатель. Турбина и компрессор –  не редкость, такие агрегаты вовсю используются на серийных автомобилях в обыденной жизни. Цель каждого из этих  механизмов – закачать в камеру сгорания как можно больше воздуха. Спросите, какой воздух? А бензин зачем? В том-то и дело, ведь для того чтобы двигатель работал, необходимо и то, и другое – без кислорода бензин не будет гореть. Убедиться в этом можно, подпалив листок бумаги и накрыв его банкой. И так уж повелось, что пропорция эта четко определена природой.  Для того чтобы смесь горела, она должна быть в следующем соотношении: 14,7 долей кислорода на 1 долю бензина. И все же, для чего нам нужен нагнетатель? Казалось бы, увеличив количество бензина, мы  сможем поднять и мощность. Однако надо помнить, что объемы обоих компонентов должны изменяться пропорционально.  И если с увеличением подачи топлива в камеру сгорания проблем не существует, то  с поступлением воздуха все гораздо сложнее. Но как мы знаем из школьного курса физики, газ имеет свойство изменять объем под действием давления. И именно за счет механических нагнетателей камера сгорания наполняется большим количеством кислорода. Казалось бы, на этом все возможности увеличения подачи кислорода в двигатель заканчиваются. Но кроме физики есть еще и химия! Следующие способы увеличить количество кислорода в камере сгорания носят как раз химический характер.

Оксид диазота (N2O), прозванный в народе "закисью азота", имеет следующие особенности. При нагреве до 300 °С этот газ распадается на составляющие, одной из которых как раз и является кислород.  В данном случае кислорода здесь уже на 16% больше, чем в воздухе, – 36%. К тому же он еще и плотнее процентов на 50.  Увеличив пропорционально подачу  топлива, получим дополнительную прибавку мощности. Такое топливо прозвали еще "механическим компрессором для  бедных". Но шутки шутками, а Funny Cars развивают порой и 3000 л. с. Но на этом поиски увеличения мощности не прекратились. Следующим открытием для двигателей стал нитрометан (CH3NO2). Для его сгорания также требуется кислород, но уже в гораздо меньшем объеме. В данном случае полезный объем заполняется не окислителем (кислородом), а самым настоящим горючим, что и является еще одной возможностью увеличения мощности. И результаты нешуточные: 8-цилиндровый двигатель рабочим объемом 12 л, кормящийся нитрометаном, способен развивать более 6000 л. с.!

С увеличением лошадиных сил автомобили стали терять устойчивость. И даже Funny Cars с невероятно огромными и неказистыми колесами уже стали малы для мощных 3000-сильных автомобилей. Поэтому следующим шагом стало изменение конструкции автомобилей. Так появились машины под названием Top Fuel Dragster, представляющие собой болиды длиной 15-20 м. Спрашивается, почему же такие системы не устанавливают на серийные автомобили? Во-первых, удовольствие это не из дешевых. А во-вторых, ресурс работающих в таком режиме двигателей может исчисляться всего лишь несколькими заездами на четверть мили. О развитии драг-рейсинга в нашей стране можно судить по существующим классам. Самая нижняя позиция принадлежит "уличному легкому" классу (Street Light).  В него попадают серийные автомобили  с 4-цилиндровыми двигателями, объем которых не должен превышать 1600 куб. см. Минимальный вес – 550 кг.

Следующим идет "уличный быстрый А" (Fast Street A). Это может быть как серийный, так и доработанный автомобиль  с 4-цилиндровым мотором. Объем двигателя может находиться уже в пределах 1601-2000 куб. см, но минимальный вес также не должен быть меньше 550 кг. В "уличном быстром В" (Fast Street B) также имеют право состязаться серийные или доработанные автомобили. Мотор может иметь компрессорный нагнетатель, 4 или 6 цилиндров, а объем должен находиться в пределах 2001-2500 куб. см.  Минимальный вес – 900 кг.

Следующий класс – "уличный быстрый С" (Fast Street С) – отличается от предыдущего лишь диапазоном объемов двигателей 2501-3000 куб. см. "Уличный неограниченный" (Unlimited Street) принимает автомобили уже  с 6-цилиндровыми моторами, имеющими нагнетатель, или атмосферными с 8 и более цилиндрами. Рабочий объем – свыше 3000 куб. см, а минимальный вес – 1000 кг.  Вершиной является "серийный улучшенный" (Super Stock). Здесь критерием для попадания в класс становятся не объемы (в этом плане вообще нет никаких ограничений), не нагнетатели и уж тем более не общая масса автомобиля, а время, потраченное на преодоление 402-метровой дистанции. В этом классе соревнуются автомобили, способные тратить на это не более 10 с.

Кроме того, применяются дополнительные коэффициенты к объему двигателя: моторы с наддувом – 1,6, роторные – 1,8, а использующие закись азота – 1,5. Но это все касается отечественного драг-рейсинга. На своей родине драг имеет гораздо большее развитие. Здесь уже редко можно увидеть не только  серийные автомобили с доработками,  но даже нечто, способное поразить воображение.