Healey: спортивные автомобили по-британски

Автомобильная промышленность Великобритании прославилась своими компактными спортивными моделями. Особую популярность они обрели в послевоенное время, причем их достоинства оценили не только на родине, но и далеко за пределами Великобритании. Одними из самых удачных и известных автомобилей этого класса стали творения известного гонщика и конструктора Дональда Хили. В нынешнем году они празднуют 75-летие.  

Дональд Хили с детства интересовался сложными механизмами и, в частности, аэропланами, а в Первую мировую войну служил пилотом бомбардировщика. Когда его самолет сбили, молодой летчик получил травму и вынужден был забыть о небе. Тем не менее, Хили не унывал, ведь нашел новое увлечение – автогонки. И неплохо себя проявил в соревнованиях: например, в 1931 году выиграл в легендарном Ралли Монте-Карло. Вскоре талантливого конструктора взяли на работу в спортивное подразделение компании Triumph, где он принял участие в создании целой серии гоночных моделей.

Однако мечтой Дональда Хили была разработка собственных автомобилей. В 1945 году он основал свою компанию, а производство наладили в заброшенном ангаре авиабазы. Год спустя появился и первенец Elliott. Туристическое купе с 2,4-литровой 104-сильной «четверкой» развивало 165 км/ч. Вскоре к нему присоединились кабриолет Westland и седан Tickford. Однако, эти модели были весьма недешевыми, а их дизайн получился противоречивым. Поэтому всего до 1954 года изготовили немногим более 500 машин. Зато они неплохо проявили себя в различных ралли. Кстати, специально для гонок был спроектирован Healey Silverstone – легкий двухместный кабриолет с открытыми колесами.

Первенец Дональда Хили – Healey Eliott 1946 годаHealey Westland 1949 годаHealey Silverstone 1949 года

Наряду с «семейством» Elliott было выпущено еще примерно полтысячи Nash-Healey. Купе и кабриолет были рассчитаны на американский рынок и со временем их сборку перенесли в США. Дизайн разработали специалисты кузовного ателье Pininfarina. Под капотом установили 4,1-литровую 140-сильную рядную «шестерку», позволявшую достичь 180 км/ч. Но Nash-Healey не выдержал конкуренции с новым Chevrolet Corvette, который получился не только мощнее, но и вдвое дешевле.

Дональд Хили понял, что ключ к успеху модели – ее доступность и взялся за проектирование нового автомобиля. В 1952 году на автосалоне в Лондоне дебютировал Healey 100. Обтекаемый двухместный кабриолет длиной 3,8 м получил 2,7-литровый 90-сильный двигатель Austin. Он весил меньше тонны, поэтому разгонялся до 100 км/ч за 11,2 с, а максимальная скорость составила 170 км/ч. Хорошей управляемости способствовала независимая передняя подвеска.

Дональд Хили и его детище Austin Healey 100

Новинку увидели представители Austin и сразу же предложили Дональду Хили выпускать ее совместно. Под названием Austin-Healey 100 она стала на конвейер с 1953 года, а цена составила 1060 фунтов стерлингов (около 3000 долларов). Автомобиль стал очень популярным и за три года заводские цеха покинули почти 15 тыс. этих машин. Примерно треть из них получили модифицированные 110-сильные двигатели. Особенно популярными Austin-Healey стали в США

Nash-Healey, 1952 годAustin-Healey 100 1953 года

В 1956 году представили обновленный Austin-Healey 100-6. Его удлинили примерно на 150 мм, что позволило установить 2,6-литровый шестицилиндровый мотор мощностью 117 л. с. Это сделало автомобиль немного тяжелее, но и динамика улучшилась: разгон до 100 км/ч занимал 10,7 с. Austin-Healey 100-6 также получил новые решетку радиатора и лобовое стекло, а за доплату предложили пару задних сидений для детей. За три года 14400 кабриолетов нашли своих покупателей.

Austin-Healey 100-6 1956 года

Еще более успешным стал новый Austin-Healey Sprite, появившийся в 1958 году. Миниатюрный автомобильчик длиной всего 3,5 м привлекал внимание приятным дизайном с двумя круглыми фарами на капоте и решеткой радиатора в форме улыбки. Его 0,9-литровый 43-сильный двигатель позволял развить 135 км/ч и расходовал всего 6,6 л/100 км. Небольшая цена в 680 фунтов стерлингов (2000 долларов) сделала его очень популярным – 49 тыс. выпущенных машин за три года. Интересно, что собирали их как в Великобритании, так и в Австралии.

Austin-Healey Sprite 1958 года

На смену Austin-Healey 100-6 в 1959 году пришла модель 3000. Цифровой индекс указывал на новую 3,0-литровую «шестерку». Поначалу мощность составила 125 л. с., но со временем ее увеличили до 150 л. с. Результат – 9,7 с до 100 км/ч и максимальные 185 км/ч. Внешний вид был немного освежен, а передние тормоза стали дисковыми. Austin-Healey 3000 производили вплоть до 1967 года и по миру разъехались около 43 тыс. машин.

Austin-Healey 3000, 1959 год

Austin-Healey Sprite второго поколения разработали совместно со специалистами другой известной британской марки – MG. Он был еще меньше предшественника – всего 3,3 м в длину, - а его стиль стал более сдержанным. Со временем появились более мощные двигатели объемом 1,1 л (56 л. с.) и 1,3 л (65 л. с.), были установлены и передние дисковые тормоза. До 1971 года выпустили свыше 80 тыс. этих компактных спортивных автомобилей. Интересно, что лицензионную сборку наладили в Италии. Причем компания Innocenti разработала для Sprite особые элегантные кузова купе и кабриолет.

Austin-Healey Sprite 1961 годаAustin-Healey Sprite 1971 года

В начале 70-х Дональда Хили пригласили стать директором автомобильной компании Jensen. Под его руководством был создан Jensen Healey. Изящный автомобиль с длинным капотом и элегантными формами получил 2,0-литровую 144-сильную «четверку» Lotus, позволявшую развивать 192 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 8,1 с. Наряду с кабриолетом мелкими сериями выпускали и оригинальный спортивный универсал Jensen-Healey GT. Однако, успеху автомобиля помешал топливный кризис. Спрос на спортивные модели снизился и удалось выпустить немногим более 4000 машин. Фирма Jensen обанкротилась, а Дональд Хили ушел на заслуженный отдых. Тем не менее, машины его конструкции до сих пор остаются популярными среди коллекционеров и считаются доступной классикой.

Jensen-Healey, 1972 годJensen-Healey GT 1975 года