Audi Quattro: пионер полного привода

Audi знамениты своим постоянным полным приводом Quattro. Он уже стал визитной карточкой немецкой марки, а появился он на знаменитой модели, которую так и назвали – Audi Quattro.

Долгое время полный привод считался прерогативой вседорожников и грузовых автомобилей и основной его функцией считали улучшение проходимости. Хотя попытки приспособить его для легковых моделей и, в частности, гоночных болидов предпринимались еще с 30-х годов

Идея полноприводного купе родилась у инженера Audi Йорга Бенсингера после испытаний Volkswagen Iltis. Этот вседорожник создали для немецкой армии с использованием агрегатов Audi 100 и применили на нем инновационную систему постоянного полного привода с компактным механическим центральным дифференциалом. Тогда большинство вседорожников использовали принудительно подключаемый полный привод с большой и тяжелой раздаточной коробкой. Бенсингера поразила хорошая управляемость Iltis на льду и мокром асфальте, понравился ему и небольшой вес полноприводной трансмиссии. И он решил, что такая система неплохо подошла бы для легковой модели.

За основу для новинки взяли купе 80. Внешние изменения были минимальны – несколько иная решетка радиатора, новая оптика и слегка расширенные колесные арки. Кроме полного привода автомобиль получил еще и новый 2,1-литровый 5-цилиндровый двигатель с впрыском топлива и турбонаддувом мощностью 200 л. с. Помимо межосевого, заблокировать можно было и задний дифференциал. Подвеска всех колес была независимой, а  тормоза – дисковыми (передние – вентилируемыми).

Первый Audi Quattro 1980 года

Название автомобилю подобрали соответствующее – Quattro. В переводе с итальянского оно означает «четыре», что намекало на четыре ведущих колеса. Презентация автомобиля состоялась в начале 1980 года, причем презентацию для прессы провели в заснеженных швейцарских Альпах. В Audi пошли на очень рискованный шаг – «обули» все Quattro в летнюю резину. Но на тест-драйве автомобиль показал отличные управляемость на льду и сцепление с дорогой – лучше, чем у моноприводных моделей на зимней резине. Также была отмечена очень неплохая динамика – 7,1 с до 100 км/ч и максимальные 212 км/ч. Широкий перечень опций включал кожаный салон, кондиционер, гидроусилитель руля, магнитолу, подогрев сидений и электростеклоподъемники.

Платформу для автомобиля позаимствовали у Audi CoupeПодвеска всех колес была независимой, а  тормоза – дисковымиОсобенность купе – система постоянного полного привода с межосевым дифференциалом

Практически сразу Quattro решили использовать в автоспорте. Специальную 320-сильную версию купе подготовили для чемпионата мира по ралли и в 1981 году она вошла в историю. Дебютную победу Audi принесла француженка Мишель Мутон, ставшая первой женщиной, победившей на этапе чемпионата мира по ралли WRC. Год спустя команда Audi в составе Мишель Мутон, Ханну Миккола и Стига Бломквиста одержала Кубок Конструкторов, а в 1983 году Миккола стал чемпионом мира.

Первую победу в ралли принесла француженка Мишель Мутон

Еще больший успех пришел к Quattro в 1984 году – пять побед на этапах WRC, чемпионство Бломквиста и еще один Кубок Конструкторов. Мощность раллийного Quattro S1 достигла невероятных 475 л. с., а время разгона до 100 км/ч составило всего 3,1 с. Audi не было равных, и вскоре все раллийные команды начали внедрять полный привод.

считался имиджевой моделью марки и выпускался в небольших количествах. Автомобиль постоянно модернизировали. Так, в 1982 году подготовили новый 2,2-литровый двигатель: мощность осталась прежней, но увеличился крутящий момент. Год спустя, чтобы отметить раллийные успехи, выпустили эксклюзивный Audi Sport Quattro. Он получил 306-сильную версию мотора, а колесную базу уменьшили на 32 см. Масса снизилась до 1300 кг за счет использования кевлара. Это купе разгонялось до 100 км/ч за 4,8 с и развивало 250 км/ч. В салоне появилась цифровая приборная панель, а комплектацию дополнила антиблокировочная система тормозов ABS (вскоре это оборудование появилось и на стандартных Quattro). Стоил такой автомобиль свыше 200 тыс. марок (как два Porsche 911 Turbo), поэтому не удивительно, что выпустили всего 223 Sport Quattro.

Эксклюзивный Audi Sport Quattro 1983 года выпустили ограниченной серией в 223 единицыAudi Sport Quattro получил 306-сильный моторС 1983 года приборная панель стала цифровой

Еще одной страницей в истории спортивных успехов Quattro стала американская гонка Pikes Peak. Спортсмены соревнуются на время, кто быстрее покорит гору Пайк в Колорадо (США). Извилистая трасса длиной 20 км насчитывает 156 поворотов, а перепад высот составляет почти 3000 м. В 1984 и 1985 годах Pikes Peak покорилась Мишель Мутон, в 1986 году победителем за рулем Audi стал американец Бобби Ансер, а год спустя триумфальную точку поставил легендарный немецкий раллийный асс Вальтер Рёрль. Причем, для него подготовили финальный, 600-сильный вариант Quattro S1, оснащенный революционной трансмиссией с двумя сцеплениями.

В 1983 году Ханну Миккола за рулем Audi Quattro выиграл Чемпионат мира по раллиВальтер Рёрль на Audi Quattro 1985 года

Ноавые правила ралли заставили Audi покинуть чемпионат WRC. Но Quattro еще смог порадовать победами, на сей раз – в кольцевых гонках. В 1989 году заводская команда победила в американском кузовном чемпионате IMSA GT. Болиды использовали двигатель и ходовую Quattro S1, но получили кузова от седана Audi 90. 

Для горной гонки Pikes Peak создали 600-сильный Audi Quattro S1В 1989 году мощность стандартной модели повысили до 220 л. с.Audi Quattro отличился и в кольцевых гонках – выиграл американскую серию IMSA GT  в 1989 годуВсего выпустили чуть больше 11 тыс. полноприводных купе

Постепенно в модельном ряду Audi появились все новые версии с полным приводом. Подобными модификациями обзавелись Audi 80, 90, 100 и все они несли обозначение Quattro. Эта традиция сохранена и до наших дней. Оригинальное же купе выпускали до 1991 года, причем последняя версия получила усовершенствованный 220-сильный двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр. Она могла развивать 230 км/ч. Всего за 11 лет собрали 11 452 дорожных Audi Quattro.