Украинский маэстро автодизайна

Так сложилось, что самыми известными автомобильными дизайнерами являются итальянцы и французы. Впрочем, это не значит, что среди представителей других национальностей нет гениев автостиля. Украинцы также не отстают – одним из самых известных стилистов «золотой» эры 20-50-х годов является наш земляк Яков Савчик. В этом году выполняется 150 лет с дня его рождения.

Яков Савчик

Яков Савчик (настоящая фамилия – Савчук) родился в 1880 году в городе Койданава (сейчас это Дзержинск в Беларуси), куда его родители переехали с Житомирщины. Они владели мебельной мастерской и Яков с малых лет примкнул к семейному делу. Однако, дела шли не лучшим образом и в 1899 году Савчуки эмигрировали во Францию, изменив при этом фамилии на Савчик. Там они продолжили создавать мебель, причем на сей раз дорогую и эксклюзивную.

Но Яков увлекся новомодным изобретением – автомобилем. И решил применить свои навыки мебельщика в разработке кузовов для моторизированных экипажей. В 1905 году в возрасте 25 лет молодой стилист открыл в пригороде Парижа, Нейи-сюр-Сен, собственное кузовное ателье Saoutchik.

В начале ХХ века дизайн автомобилей разрабатывали преимущественно в бывших каретных мастерских, которые быстро сменили профиль деятельности, чтобы идти в ногу со временем. Конкуренция была высокой и только настоящие мастера могли ее выдержать. Савчик привлекал клиентов смелыми нестандартными решениями, позволяющими выделить автомобиль в общем потоке.

Rolls-Royce Silver Ghost 1913 года

Первые работы стилиста до наших дней не дошли – самым ранним сохранившимся является Rolls-Royce Silver Ghost 1913 года. Хотя Савчик больше отдавал предпочтения французским маркам Delage и Delahaye, а также испанской Hispano-Suiza.

Первая мировая война снизила спрос на заказные кузова, однако по ее окончанию автомобильный дизайн пережил настоящий расцвет. Особенно увеличилось число покупателей после внедрения массового конвейерного производства. На улицах городов появились сотни, а то и тысячи, одинаковых автомобилей. Как правило, клиентами кузовных ателье были люди небедные, желавшие получить эксклюзивную машину. Они покупали на заводе голое шасси с двигателем, а затем обращались к дизайнеру, чтобы тот его «одел».

Hispano-Suiza H6B 1923 года

В 1923 году Савчик создает стильный лимузин Hispano-Suiza H6B, напоминающий королевские кареты. Три года спустя из ворот его дизайн-студии выкатывают грозное торпедо Mercedes-Benz 630K. Четырехместный автомобиль привлекал внимание огромным капотом и сразу двумя лобовыми стеклами.

Mercedes-Benz 680S Torpedo Roadster, 1928 год

Сотрудничество Saoutchik и Mercedes-Benz продолжилось. В 1928 году выпустили дюжину кабриолетов 680S Torpedo Roadster. Длинные и низкие автомобили без подножек сразу привлекли богатых покупателей и были мгновенно распроданы. Их салоны Савчик декорировал крокодильей кожей и дорогими породами дерева. А 6,8-литровая 180-сильная компрессорная «шестерка» позволяла автомобилю развивать 175 км/ч. Один из таких авто недавно продали за 8 миллионов долларов.

Cadillac V16 Convertible Sedan 1930 года

После сногсшибательных Mercedes-Benz студия Saoutchik вошла в элиту кузовных ателье. По большей части Яков Савчик работал с европейскими автопроизводителями, но иногда обращал свои взоры и на заокеанские модели. Так, в 1930 году он создал четырехдверный кабриолет на базе Cadillac V16.

Дизайнер принимал предложения как от гигантов автомобильной промышленности, так и от небольших марок. Например, его перу принадлежит седан Bucciali TAV8-32 Fleche d'Or Berline. Очень низкий автомобиль с очень длинным капотом в профиль казался еще больше, чем он был на самом деле. С технической точки зрения конструкция автомобиля была передовой: 4,9-литровый 113-сильный V12 приводил в движение передние колеса. А на основе Jaguar SS (Jaguar в то время только становился на ноги) в студии Saoutchik спроектировали стремительный кабриолет.

Cadillac V16 Convertible Sedan 1930 годаBucciali TAV 8-32 Fleche d’Or Berline 1932 годаMercedes-Benz 500K Cabriolet 1935 годаHispano-Suiza H6C Xenia, 1938 годDelage D8-120 Cabriolet 1938 года

Звездный час Якова Савчика пришел с конца 30-х годов. Именно тогда стилист создал свои лучшие шедевры. Одной из самых известных его работ стало впечатляющее купе Hispano-Suiza H6C Xenia, спроектированное в 1938 году для известного автогонщика и летчика Анри Дюбоннэ. Своими обтекаемыми раздутыми формами и каплевидным профилем купе напоминало дирижабль. Его крышу сделали съемной, а двери впервые в мире выполнили сдвижными. Огромная 8,0-литровая рядная «шестерка» мощностью 160 л. с. разгоняла Xenia до 180 км/ч. Кстати, также сдвигающимися дверьми Савчик оснастил и кабриолет Delage D8-120. К этому периоду творчества также относятся элегантные Bugatti Type 57, Mercedes-Benz 500K и Talbo-Lago T150C.

Cadillac Series 62 Drophead 1948 года

В 1940 году в связи с оккупацией Франции ателье Saoutchik приостановило свою работу. Однако, в послевоенное время оно успешно возобновило проектирование кузовов, ведь богатая публика изголодалась за новыми моделями. Так в 1948 году Яков Савчик выпустил два изящных кабриолета на платформе Cadillac Series 62. Мягкий верх можно было сложить полностью или частично – над передними сиденьями. Один из Cadillac приобрела голливудская звезда Долорес дель Рио.

В отделке Delahaye 175 Coupe de Ville использовано настоящее золото

Год спустя последовали сразу два эксклюзивных Delahaye 175. Сначала представили обтекаемое купе со съемной крышей, очень напоминавшее по стилю Cadillac. Его салон был декорирован настоящим золотом. А затем Савчик шокировал мир невероятным кабриолетом 175 S Roadster. Стремительный автомобиль привлекал внимание плавными линиями и полностью закрытыми колесными арками. На его бамперы, радиаторную решетку, крылья и многочисленные молдинги были дизайнер не пожалел хрома. Этот Delahaye собрал награды всех ведущих конкурсов дизайна: в Париже, Монте-Карло и Сан Ремо.

Delahaye 175S Roadster 1949 годаTalbot-Lago T26 Grand Sport Coupe 1949 года

В том же 1949 году увидели мир десять купе Talbot-Lago T26 Grand Sport. Мускулистый стиль подчеркивали рельефные крылья, а у дверей отсутствовали ручки – они открывались нажатием кнопки. Под стать дизайну были и характеристики: благодаря 4,5-литровому шестицилиндровому двигателю мощностью 190 л. с. и 4-ступенчатой полуавтоматической трансмиссии Talbot-Lago разгонялся до приличных, по тем временам, 200 км/ч. Два года спустя Яков Савчик спроектировал еще один вариант купе Т26, но на сей раз ставку сделал на улучшение аэродинамических свойств, поэтому кузов получился очень обтекаемым, без выступающих крыльев и с аркообразной формой крыши.

Talbot-Lago T26 Grand Sport Coupe 1951 года

Также в 1951 году ателье Saoutchik создало утонченный кабриолет Delahaye 235, отличавшийся плавными обводами кузова. Одной из последних работ мастера стал Pegaso Z-102. Всего было выпущено шесть купе и кабриолетов этой модели. Испанский автомобиль в свое время считался одним из самых быстрых в мире. Со стандартным 2,8-литровым 170-сильным V8 он развивал 190 км/ч, но существовала и 275-сильная компрессорная версия, способная достичь 250 км/ч.

Delahaye 235 Cabriolet, 1951 годPegaso Z-102 Coupe 1951 годаPegaso Z-102 Cabrio 1951 года

В 1952 году 72-летний Яков Савчик отошел от дел и передал бизнес сыну Пьеру. Но развития дело не получило, ведь спрос на эксклюзивные кузова постепенно начал падать. Уже три года спустя ателье Saoutchik закрылось. А в 1957 году великого дизайнера не стало. Но его работы живут и поныне и очень ценятся коллекционерами.