De Tomaso Pantera: итальянец с американским сердцем

Италия – родина многих скоростных спортивных автомобилей. Ferrari, Maserati, Alfa Romeo, Lamborghini выпустили десятки знаменитых моделей. Наряду с ними на Аппенинах существовало множество компаний поменьше, которые также выпускали интересные модели. К последним относится марка De Tomaso, выпустившая знаменитое купе Pantera. Трудно поверить, что этому автомобилю выполнилось 50 лет.

De Tomaso Pantera – плод сотрудничества итальянской компании с концерном Ford Motor Company. Генри Форд II в конце 60-х мечтал создать преемника легендарного Ford GT40 – скоростное среднемоторное купе. Только если GT40 создавали для гонок, то его наследник должен был стать конкурентом Chevrolet Corvette, а также Ferrari и Lamborghini. Тем более, что за несколько лет до того в последний момент сорвалась покупка Ferrari, что очень разозлило Генри Форда II.

В 1969 году стороны подписали договор о сотрудничестве. Ford финансировал проект и предоставил для него двигатель V8, а также взялся продавать новый автомобиль в США через дилерскую сеть Lincoln-Mercury.

Первый De Tomaso Pantera 1970 года

Плод совместной разработки показали на Нью-Йоркском автосалоне 1970 года. Яркий De Tomaso Pantera сразу же привлекло всеобщее внимание. Американский дизайнер итальянского происхождения Том Тьярда создал клиновидное купе с заостренным «носом» и выдвижными фарами.

Клиновидный дизайн разработал известный стилист Том ТьярдаКупе разработали в рамках партнерства с FordВ основе авто лежит монокок

Конструкция автомобиля оказалась инновационной. В его основе лежал стальной монокок, как у гоночных автомобилей. Позаимствованный у Ford Mustang Boss 351 5,8-литровый V8 развивал 335 л. с. и работал в паре с 5-ступенчатой механической трансмиссией ZF. Pantera разгонялась до 100 км/ч за 5,5 с и развивала 260 км/ч. Автомобиль получил независимую подвеску и дисковые тормоза всех колес.

Двигатель V8 объемом 5,8 л знаком по Ford MustangКомплектация включала кондиционер и электростеклоподъемники

При цене в 9800 долларов (67 тыс. по современному курсу) Pantera оказался дороже Corvette, но вдвое дешевле, чем Ferrari и Lamborghini. К тому же, двигатель Ford был гораздо дешевле в обслуживании, чем итальянские V12. Базовая комплектация включала кондиционер и электростеклоподъемники.

Производство наладили на предприятии ателье Vignale в Италии и поначалу качество сборки не радовало. Впрочем, Генри Форд ІІ быстро решил проблему – выкупил Vignale и внедрил усиленный контроль качества. Одним из владельцев Pantera стал Элвис Пресли.

De Tomaso Pantera Lusso 1972 года

В 1972 году увидел мир новый  De Tomaso Pantera Lusso с улучшенной внутренней отделкой и улучшенной аэродинамикой передней части. Но из-за новых экологических норм мощность двигателя уменьшилась до 266 л. с. Год спустя появился 280-сильный вариант GTS. Гораздо мощнее были модификации для гонок Gran Turismo, развивавшие до 500 л. с.

Гоночный 500-сильный De Tomaso Pantera Gr.4, 1973 годDe Tomaso Pantera GTS 1974 года

Топливный кризис 1974 года серьезно ударил по продажам Pantera и Ford решил прекратить сотрудничество. Всего за пять лет удалось совместно продать свыше 5500 этих автомобилей, что является отличным показателем – ни Ferrari, ни Lamborghini не были столь массовыми.

Прототип De Tomaso Pantera второго поколения

Отказ Ford от поддержки проекта заставил поставить крест на разработке второго поколения модели, хотя прототип уже был готов. Однако развитие первой Pantera продолжилось. Двигатели Ford продолжили поставлять, так что с производством проблем не возникло. Алехандро де Томазо оказался успешным бизнесменом и к середине 70-х построил настоящую империю. Он продолжал делать гоночные автомобили и даже основал собственную команду в Формуле-1. Вскоре бизнесмен приобрел старейшего итальянского производителя мототехники Moto Guzzi. Под его контроль перешли марки Innocenti и Maserati.

De Tomaso Pantera GT5, 1980 год

В 1980 году De Tomaso Pantera обновили и новую версию назвали GT5. Купе получило аэродинамический обвес, расширенные колесные арки и огромные антикрыло. Появились новые тормоза и широкие шины размером 285/40 R15 спереди и 345/35 R15 сзади. Мощность двигателя увеличили до 350 л. с., а максимальная скорость выросла до 280 км/ч.

De Tomaso Pantera GT5-S 1984 года

Однако из-за прекращения доступа к дилерской сети Ford продажи на ключевом американском рынке резко сократились. Ежегодно выпускали по несколько сотен купе. Имидж модели подпортила резонансная авария вокалиста известной группы Mötley Crüe Винса Нила на Pantera: нетрезвый музыкант не справился с управлением и разбил авто в  дребезги, а его пассажир погиб.

De Tomaso Pantera Si 1990 года

В 1988 году Ford прекратил выпуск 5,8-литровых моторов и это стало тревожным звонком для Pantera, тем более, что модель уже порядком устарела. Тем не менее, в De Tomaso даже успели подготовить серьезно обновленный вариант Si. Над дизайном поработал Марчелло Гандини – автор Lamborghini Countach и Diablo. Купе стало более обтекаемым и получило съемную крышу, а его салон сделали гораздо роскошнее. С 5,0-литровым 305-сильным Ford V8 Pantera Si развивала 270 км/ч, а замедляли ее тормоза Brembo от Ferrari F40.

Концепт-кар De Tomaso Pantera 1999 года

Однако из-за финансовых проблем у De Tomaso за три года удалось выпустить всего 41 автомобиль. Попытку возродить знаменитую модель предприняли в 1999 году, но банкротство De Tomaso поставило крест на этих планах.

De Tomaso Pantera – автомобиль-долгожитель, ведь редко какая спортивная модель продержалась на конвейере свыше 20 лет. Всего выпущено 7260 авто, что является неплохим результатом для спорткупе. Pantera стала одним из символов эпохи и сейчас очень ценится коллекционерами.